"You can't learn mathematics without grammar" - Teaching Russian to Bilinguals based on Mathematics

 
PIIS123456780015162-9-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of European projects for the development of textbooks for Russian as a foreign language and for bilinguals (Vienna, Austria)
Affiliation: Moscow City Teachers Training University
Address: Vienna, Austria
Journal nameRussian Journal of Bilingualism Studies
EditionBilingualism at the Intersection of Scientific Research
Pages71-76
Abstract

The article examines the possibilities of using the Russian language as a metalanguage and improving Russian speech through mathematics in a Russian weekend primary school in Europe.

Keywordsmetalanguage, means of communication, features of the Russian language lesson, activation of students' knowledge
Received22.05.2021
Publication date24.05.2021
Number of characters10288
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

УДК 37

2

Введение

3 Для того, чтобы облегчить усвоение иностранного языка в отрыве от языковой среды и превратить его в средство общения, нужно использовать его в качестве средства преподавания на нём учебных предметов, сделать его языком обучения. В этом случае ученик усваивает язык с большой степенью непринуждённости, понимания его и ведёт реальные диалоги на этом языке. Согласно Федеральному образовательному стандарту, при изучении математики в основной школе необходимо умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры [6]. Каждое из этих умений имеет существенную лингвистическую составляющую. В древности говорили: «Без грамматики не выучишь математики».  Русский язык выступает при этом как метаязык – универсальный язык, язык культуры, который используется для овладения разными «предметными» языками школьных наук, как инструмент освоения универсальных учебных действий (в концепции Е.Н. Володиной [2]).
4

Русский язык на уроках математики

5 На уроках математики язык представлен в различных формах: - разговорный язык - математический язык - язык символов.
6 Любая информация на уроке математики оуществляется через слово: ответы на вопрос задачи, формулировка правил и т.д. Через математику развиваются также формы языка, которые не используются в повседневном общении, но которые необходимы для дальнейшего образования учащихся. Кроме того, с помощью данных форм совершенствуются грамматические, лексические и фонетические навыки учащихся: склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов, правильное употребление порядка слов, предлогов, навыки произношения и интонации и т.д.
7 С помощью математики осуществляется также знакомство с грамматическими конструциями, которые не изучаются в начальной школе, например, причастием. Кроме того, осуществляется расширение словарного запаса учащихся за счёт: - использования образцов оценки: Я думаю, что..., Я вычислил (посчитал), что..., Сначала я ......, а потом..... и др. - выяснения различий в понятиях в разговорном и в математическом языке: угол, дробь, продукт, пирамида, фигура, корень и др.
8 При этом речь учителя должна быть образцом для учеников: он должен говорить чётко и медленно полными предложениями, чтобы облегчить учащимся понимание, используя при необходимости мимику, жесты, выделение голосом важных понятий.
9 Развитие речи учащихся достигается также и требованием к ним говорить полными предложениями и избегать ответов «да» или «нет».
10 К особенностям урока русского языка на основе математики с целью совершенствования языковых и речевых навыков учащихся относятся также следующие моменты:
11 1. При введении новой темы необходимо активизировать знания учеников по данной теме из школы страны проживания, ибо, чем меньше ученики знакомы с предлагаемой темой, тем труднее воприятие вводимого материала. После активизации уже известного учителю легче будет сосредоточиться на возможных трудностях нового материала.

views: 305

Readers community rating: votes 0

1. Volodina E.N. Jazykovoe razvitie lichnosti v uslovijah modernizacii sistemy obschego obrazovanija. Teorija i praktika. Moskva Izdatelstvo «FLINTA» Izdatelstvo «Nauka» 2016. 248 s.

2. Djachenko V.K. Organizacionnaja strurtura uchebnogo processa i ejo razvitie. Moskva «Pedagogika» 1989. 159 s.

3. Krug N.G. Russkij jazyk v matematike. Uchebnoe posobie po russkomu jazyku dlja detej-bilingvov. Pod redakciej doktora pedagogicheskih nauk professora A.L.Berdichevskogo. Moskva Russkij jazyk-Kursy 2021. v pechati

4. Lysenkova S.N. Ja chitaju. Ja schitaju. Ja pishu. Kak uchit malenkih. M. Shkola-Press 1997. 96 s.

5. Uest M. V kakom objome prepodavat grammatiku Metodika prepodavanija inostrannyh jazykov za rubezhom. Izdatelstvo «Progress» Moskva 1967. C. 101-132.

6. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart osnovnogo obschego obrazovanija M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii. – M. Prosveschenie 2011. – 48 s.

7. Weis Ingrid. Sprachförderung PLUS Mathematik. Förderbausteine für den Soforteinsatz im Mathematikunterricht der Grundschule. Klett 2016. 144 s.

Система Orphus

Loading...
Up