«Без грамматики не выучишь математики» - обучение билингвов русскому языку на основе математики

 
Код статьиS123456780015162-9-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель европейских проектов по разработке учебников русского языка как иностранного и для билингвов (Вена, Австрия)
Аффилиация: ФГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
Адрес: Вена, Австрия
Название журналаРоссийский журнал исследований билингвизма
ВыпускБилингвизм на пересечении научных исследований
Страницы71-76
Аннотация

В статье рассматривается возможности использования русского языка как метаязыка и совершенствования русской речи через математику в русской начальной школе выходного дня в Европе.

Ключевые словаметаязык, средство общения, особенности урока русского языка, активизация знаний учеников
Получено22.05.2021
Дата публикации24.05.2021
Кол-во символов10288
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

УДК 37

2

Введение

3 Для того, чтобы облегчить усвоение иностранного языка в отрыве от языковой среды и превратить его в средство общения, нужно использовать его в качестве средства преподавания на нём учебных предметов, сделать его языком обучения. В этом случае ученик усваивает язык с большой степенью непринуждённости, понимания его и ведёт реальные диалоги на этом языке. Согласно Федеральному образовательному стандарту, при изучении математики в основной школе необходимо умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры [6]. Каждое из этих умений имеет существенную лингвистическую составляющую. В древности говорили: «Без грамматики не выучишь математики».  Русский язык выступает при этом как метаязык – универсальный язык, язык культуры, который используется для овладения разными «предметными» языками школьных наук, как инструмент освоения универсальных учебных действий (в концепции Е.Н. Володиной [2]).
4

Русский язык на уроках математики

5 На уроках математики язык представлен в различных формах: - разговорный язык - математический язык - язык символов.
6 Любая информация на уроке математики оуществляется через слово: ответы на вопрос задачи, формулировка правил и т.д. Через математику развиваются также формы языка, которые не используются в повседневном общении, но которые необходимы для дальнейшего образования учащихся. Кроме того, с помощью данных форм совершенствуются грамматические, лексические и фонетические навыки учащихся: склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов, правильное употребление порядка слов, предлогов, навыки произношения и интонации и т.д.
7 С помощью математики осуществляется также знакомство с грамматическими конструциями, которые не изучаются в начальной школе, например, причастием. Кроме того, осуществляется расширение словарного запаса учащихся за счёт: - использования образцов оценки: Я думаю, что..., Я вычислил (посчитал), что..., Сначала я ......, а потом..... и др. - выяснения различий в понятиях в разговорном и в математическом языке: угол, дробь, продукт, пирамида, фигура, корень и др.
8 При этом речь учителя должна быть образцом для учеников: он должен говорить чётко и медленно полными предложениями, чтобы облегчить учащимся понимание, используя при необходимости мимику, жесты, выделение голосом важных понятий.
9 Развитие речи учащихся достигается также и требованием к ним говорить полными предложениями и избегать ответов «да» или «нет».
10 К особенностям урока русского языка на основе математики с целью совершенствования языковых и речевых навыков учащихся относятся также следующие моменты:
11 1. При введении новой темы необходимо активизировать знания учеников по данной теме из школы страны проживания, ибо, чем меньше ученики знакомы с предлагаемой темой, тем труднее воприятие вводимого материала. После активизации уже известного учителю легче будет сосредоточиться на возможных трудностях нового материала.

всего просмотров: 310

Оценка читателей: голосов 0

1. Володина Е.Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования. Теория и практика. Москва, Издательство «ФЛИНТА», Издательство «Наука» 2016. 248 с.

2. Дьяченко В.К. Организационная стркутура учебного процесса и её развитие. Москва, «Педагогика», 1989. 159 с.

3. Круг Н.Г. Русский язык в математике. Учебное пособие по русскому языку для детей-билингвов. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора А.Л.Бердичевского. Москва, Русский язык-Курсы, 2021. (в печати)

4. Лысенкова С.Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить маленьких. М.: Школа-Пресс, 1997. 96 с.

5. Уэст М. В каком объёме преподавать грамматику? // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Издательство «Прогресс», Москва, 1967. C. 101-132.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

7. Weis Ingrid. Sprachförderung PLUS Mathematik. Förderbausteine für den Soforteinsatz im Mathematikunterricht der Grundschule. Klett 2016. 144 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх