Socio-cultural monitoring of urban inter-ethnic community: methodology, methods, practice (2018) Ed. by Yu. Popkov. Novosibirsk: NGTU. 347 p.

 
PIIS013216250006670-0-1
DOI10.31857/S013216250006670-0
Publication type Review
Source material for review Социокультурный мониторинг городского межэтнического сообщества: методология, методика, практика / монография / колл. ав
Status Published
Authors
Occupation: Prof.
Affiliation: Samara University
Address: Russian Federation, Samara
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 9
Pages160-163
Abstract

      

Keywords
Received20.09.2019
Publication date25.09.2019
Number of characters14410
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Иммиграция граждан из государств постсоветского мира за прошедшие три десятка лет существенно изменила этнический ландшафт российских мегаполисов. Рецензируемая книга посвящена мониторингу этносоциальных процессов, локализованных в рамках межэтнического сообщества, в крупнейшем муниципальном образовании России – Новосибирске (1,6 млн жителей). Приводятся данные о резком возрастании за последнее десятилетие числа мигрантов в Новосибирске. Это означает, что в недалеком будущем этнический портрет города может измениться еще сильнее. В городе возникли анклавоподобные поселения, заселенные по этническому признаку, что ведет к точечным межэтническим столкновениям, появлению социальных проблем, связанных со школами. Согласно опросам жители опасаются, что именно такие места могут стать очагами межнациональной напряженности (с. 196).
2 В начале нулевых годов, когда Новосибирск стал испытывать все усиливающуюся миграционную нагрузку, стало складываться плодотворное сотрудничество городских властей с новосибирскими этносоциологами. Социологи совместно с отделом по взаимодействию с религиозными организациями и национально-культурными автономиями и организациями управления общественных связей мэрии Новосибирска (руководитель М.Н. Терентьева ) реализовали ряд проектов: исследования проблем идентичности и межэтнических отношений в молодежной среде; разработка Концепции реализации национальной политики в Новосибирске, ставшей пионерской в России; социокультурный мониторинг городского межэтнического сообщества. Рецензируемая монография стала своего рода итогом многолетнего сотрудничества городской власти и новосибирских ученых.
3 Несомненным достоинством монографии является описание той методологической позиции, которая задает вполне определенный режим восприятия изучаемого объекта и, соответственно, позволяет определить состояние межэтнических отношений в российском мегаполисе сегодня. Критикуя то понимание нации, которое формируется с конструктивистских позиций, сводящей ее по сути к идентичности, или трактующей нацию исключительно как гражданский феномен, Ю.В. Попков подчеркивает необходимость учета этнической составляющей нации (с. 45–51). Рассмотрение гражданской (общенациональной) идентичности как альтернативы этнической идентичности не является эффективным с его точки зрения. Существуют достаточно сложные механизмы формирования гражданской идентичности, которые не отменяют ее сопряженности и взаимодополнительности с идентичностью этнической при условии позитивной направленности последней (с. 50–52, 254).
4 Ю.В. Попков подчеркивает изменение концептуального подхода к пониманию нации в двух главных документах, законодательно определяющих национальную политику в постсоветский период, – Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (1996) и Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2012). Если в первом документе нация трактуется как этнокультурный феномен, то во втором – как нация-государство (российская нация) (с. 44). Далее, автор формулирует концептуально значимую проблему объекта национальной политики, в качестве которого в Стратегии по сути рассматриваются межнациональные (межэтнические) отношения и конфликты (с. 57). Принципиальная позиция авторов состоит в выделении в качестве объекта не только указанные явления или отдельные группы, общественные организации, но и межэтнические сообщества (с. 58, 119–120). Межэтническое сообщество характеризует, как пишут авторы, определенная степень интеграции, обусловленная историей совместного проживания разных этнических групп на территории региона. В итоге, между ними вырабатываются практики бесконфликтного существования, что обеспечивает стабильность и целостность межэтнического сообщества (с. 107). Рассмотрение города как межэтнического сообщества в рамке социокультурного подхода позволило авторам выявить культурные особенности мигрантов, многообразие этнических акторов, в числе которых диаспоральные сообщества (с. 147).

Price publication: 100

Number of purchasers: 2, views: 1923

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up