Ислам и его роль в цивилизационном развитии Кот-д'Ивуара

 
Код статьиS032150750015954-1-1
DOI10.31857/S032150750015954-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник, Центр социологических и политологических исследований, Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №8
Страницы48-54
Аннотация

Статья посвящена анализу эволюции ислама в Кот-д'Ивуаре в свете глубоких изменений, произошедших в стране со времени обретения независимости в 1960 г. Автор исследует причины быстрого - по сравнению с другими западноафриканскими странами - увеличения числа исламизированных жителей, наблюдавшегося, прежде всего, в течение первых 30 лет независимого развития. Это был период пробуждения коллективного сознания и организационной сплоченности ивуарийских мусульман. Второй этап - с момента проведения в начале 1990-х гг. первых многопартийных выборов - ознаменовался политизацией религии и появлением новой, преимущественно городской, формы исламской религиозной культуры - прозелитизма. 

Тарикаты из-за их недостаточной организованности играют второстепенную роль в современной истории мусульманских обществ Кот-д'Ивуара. К тому же, процессы модернизации еще сильнее ослабили их влияние. Но духовные братства не стали заслоном, сдерживающим распространение реформистских учений, которые ассоциировались с суннитским исламом и с уходом от суфийской духовности. Реформистская элита мусульманской общины Кот-д'Ивуара в своей религиозной пропаганде с ее заимствованной у арабо-исламского мира идеологией широко использовала кораническое понятие «да'ва». Ее главными целями были реисламизация мусульманского общества и внедрение политического ислама. 

В работе рассматриваются проблемы взаимоотношений между ивуарийскими мусульманами и христианами, которые не всегда имели мирный характер, особенно в периоды военно-политических кризисов, когда они переплетались с этническими противоречиями. Приход к власти в 2011 г. А.Уаттары - первого президента-мусульманина - способствовал сохранению устойчивого баланса между конфессиями благодаря его клерикальной политике.

Ключевые словаКот-д'Ивуар, ислам, прозелитизм, христианство, реформистские течения, да'ва
Дата публикации23.08.2021
Кол-во символов21678
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

ВВЕДЕНИЕ

2 На протяжении первых трех десятилетий независимого развития Кот-д'Ивуара (1960-1990 гг.) религиозный фактор не оказывал сколько-нибудь заметного влияния на социально-политическую ситуацию в стране. По мнению французского исследователя Мари-Натали Лёблан, в тот период Кот-д'Ивуар считался в западноафриканском регионе носителем европейско-христианских ценностей, воплощавших прогресс. Страна воспринималась, скорее, как христианская, нежели как мусульманская. Ее политическая конфигурация создавалась благодаря религиозной принадлежности первого президента Феликса Уфуэ-Буаньи (1960-1993 гг.), исповедовавшего католичество1 [1]. Ислам же, напротив, долгое время воспринимался в качестве «антитезы прогрессу, тормоза всего современного» [2, p. 141], и количество христиан в тот период в Кот-д'Ивуаре было больше численности мусульман. 1. Для сравнения: если в 1950 г. в Абиджане было всего 5 мечетей, то сейчас их около 600 (прим. авт.).
3 Структурные изменения в экономике и проведение многопартийных выборов в начале 1990-х гг. привели к трансформациям в религиозной сфере и стали причиной раскола между конфессиями.
4 Важно и то, что к тому времени численность мусульман достигла около 40% населения страны по сравнению с 20% в 1960-е гг.2 [3]. Тем не менее, они были меньше представлены в политических органах, чем христиане, доля которых в численности населения едва достигала 34% [4]. 2. Столь быстрый рост мусульманского населения произошел, главным образом, за счет мигрантов из соседних с Кот-д'Ивуаром стран (Буркина Фасо, Мали, Гвинеи, Того и др.). Большая часть мигрантов была мусульманами: 72% против 18% христиан [3].
5 Это обстоятельство стало одной из главных причин политизации религии. Религиозные братства теряли свое влияние, особенно на молодое поколение, уступая место новым исламским объединениям, вписавшимся в постколониальный политический порядок и создававшим новые, более привлекательные, формы мусульманской общности, особенно в мегаполисе Абиджане, ставшем примером модернизации страны. Братства там стали считаться пережитком прошлого [5, p. 460]. В Абиджане и других больших городах, главным образом среди молодежи, зародилось прозелитическое движение «Да'ва»3. 3. «Да'ва» («обращение к исламу») - классическое кораническое понятие (прим. авт.).
6 М.Миран, крупнейшая исследовательница ивуарийского ислама, проанализировав результаты и последствия прозелитизма в Кот-д'Ивуаре, пришла к выводу, что «Да'ва» оказалась «замечательным мотором» социально-политической активности и «настоящей религиозной революции» в стране [2, р. 145].
7 Политизация религии совпала с политизацией этнической принадлежности. В стране проживает более 60 разных народов и этнических групп. Исторически северяне - малинке, бамбара, диола/джола и сенуфо - обращались в ислам с XIII в. Туда к тому времени ислам уже был привнесен берберами и туарегами из Северной Африки.
8 Обращение же местного населения в христианство связывают с появлением прибывших вместе с португальскими торговцами католических миссионеров. Оно началось в XVII в. на юге и в прибрежной полосе современной территории страны. В результате этих процессов северная часть нынешнего Кот-д'Ивуара оказалась под влиянием ислама, а южная и прибрежная - христианства.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 602

Оценка читателей: голосов 0

1. Le Blanc Marie Nathalie. 2003. Les jeunes musulmans et les jeunes chrétiens en Côte d’Ivoire. Antropologie et société, Université Laval. Vol. 27, № 1. https://id.erudit.org/iderudit/00703at (accessed 03.12.2020)

2. Miran Marie. 2000. Vers un nouveau prosélytisme islamique en Côte d’Ivoire: une révolution discrète. Grégoire Emmanuel, Schmitz Jean (eds.). Afrique noire et monde arabe: continuité et rupture. Autrepart (16). Pр. 139–160. ISBN 2-87678-596-X

3. Kamagaté Abahêbou. 2018. Conseil National Islamique: histoire d’une symphonie inachevée. 111 p. ALQaLAM. ISSN 978_1-9831990

4. Gorlay Youenn et Ciyow Yassin. 2020. En Côte d’Ivoire, l’islam, du juste milieu, fragilisé par une percée du salafism. https://lemonde-fr/afrique/article/2020/07/07/en-cote-d-ivoire-l-islam-du-juste-milieu-fragilise-par-une-percee-du-salafisme_6045511_3212.html (accessed 05.12.2020)

5. Miran Marie. 2005. La Tijâniyya à Abidjan, entre désuétude et renaissance. L’oeuvre moderniste d’ El Hâji Ahmed Tijânî Bâ, cheikh tijânî réformiste en Côte d’Ivoire contemporaine. La Tijâniyya. Une confrérie musulmane à la conquête de l’Afrique. Paris: Karthala. Pр. 439–467.

6. Institut Afrique Monde. 2018. Contribution du dialogue interreligieux à la pacification en Afrique de l’Ouest. Côte d’Ivoire, Sénégal, Bénin. Juillet 2018. Pр. 1–57. Part 1: Dialogue interreligieux en Côte d’Ivoire. https://www.institutatriquemonde.org/docs/IAM%20-%-20Etude%20Mediation%20des%20confliсts%20et%20pacification.opdf (accessed 01.12.2020)

7. Kouadjo Colbert. 2015. Côte d’Ivoire: L’islamisme en question: Agora. 18 juillet 2015. https://agoravoix.fr/actualites/religions/article-cote-d-ivoire-l-islamisme-en-169905 (accessed 05.12.2020)

8. Филиппов В.Р. Кот-д'Ивуар: факторы электорального конфликта. Азия и Африка сегодня. 2011. № 5. С. 26–33.

9. Videl Claudine. 2008. Frontière de la citoyennété et violence politique en Côte d’Ivoire. Dakar.

10. Miran Marie-Guyon. 2017. Muslim society and the Ouattara regime in Côte d’Ivoire. Partial elective affinities. Afrique contemporaine. Vol. 263–264, Issue 3–4. Pр. 249–254.

11. Ислам в Западной Африке. Отв. ред. А.М.Васильев. М., 1988.

12. Почта Ю.М. Исламизм и национализм на Большом Ближнем Востоке: вражда или симбиоз? Азия и Африка сегодня. 2020. № 3. С. 4–11. DOI: 10.31857/S032150750008741-7

13. Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Политические аспекты современного исламизма. Полис. Политические исследования. 2019. № 6. С. 81–94. DOI: 10.17976/jpps/2019.06.07

14. Madoré Frédérick. 2017. Le nouveau dynamisme du salafisme en Côte d’Ivoire: vers une radicalisation de l’islam ivoirien? (Université Laval, Canada). https://halshs.archives-ouvertes.fr./halshs-01691275/document (accessed 08.01.2021)

15. Dozon Jean-Pierre. 2011. Les clefs de la crise ivoirienne. Paris: Karthala.

16. Madoré Fréederick. 2016. Islam ivoirien et burkinabé à l’ère du numérique 2.0. https://corpus.ulaval.ca/jspui/bitstream/20.500.11794/12948/1/Madore-2016-L’islam%20ivoirien%20et%20burkinabé%20à20i:pdf (accessed 03.12.2020)

17. Miran Marie. 2017. Islam, état et espace public et Côte d’Ivoire. https://www.sciencespo.fr/ceri/fr/oir/islam-etat-et-espace-public-en-cote-d-ivoire#top (accessed 16.01.2021)

18. Clemençot Julien. 2017. Côte d’Ivoire: insubmersibles Libanais. https://www.jeuneafrique.com/mag/450830/economic/cote-divoire-insubmersibles-libanais/ (accessed 14.12.2020)

19. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Мусульманский полюс мировой экономики и джинн глобализации. Вестник МГИМО Университета. 2018. № 4(61). С. 55–77. (In Russ.). DOI: 10.24833/2071-8160-2018-4-61-55-77

20. Цивилизационные альтернативы в Африке. Т. III. (отв. ред. Следзевский И.В.). М., ИАфр РАН. 2020. 208 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх