Рим и христианство: переосмысление истории в апологетике II–III вв.

 
Код статьиS032103910002908-1-1
DOI10.31857/S032103910002908-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 78 Выпуск 4
Страницы889-908
Аннотация

Статья посвящена переосмыслению истории взаимоотношений римских властей и христианства в апологетической литературе II–III вв. В ряде сочинений указанного периода присутствуют вымышленные истории о прохристианских симпатиях различных римских императоров, а римская история включается в общехристианский контекст. В апологетических сочинениях складывается новая по сравнению с апостольской литературой I в. позитивная позиция по отношению к римской власти, в рамках которой оказывается возможным и востребованным конструирование новой истории взаимоотношений Рима с христианством. Подобную христианизацию истории представляется возможным интерпретировать как способ создания общей культурной памяти христианского сообщества, с помощью которой можно было выстраивать собственную групповую идентичность и согласовывать ее с представлениями окружающего их населения римского мира.

Ключевые словараннее христианство, апологетика, Римская империя, II–III вв., культурная память
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ в рамках гранта «“Псевдоисторическая реальность” и модусы исторического нарратива в сочинениях греческих авторов II в. до н.э. – III в. н.э.» (проект № 17-31-01061).
Получено23.01.2019
Дата публикации23.01.2019
Кол-во символов49841
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1961

Оценка читателей: голосов 0

1. Ackeren, M. van. 2012: A Companion to Marcus Aurelius. Oxford.

2. Афиногенов, Д.Е. К кому обращена апология Татиана. ВДИ 1, 1990. С. 167–174.

3. Афиногенов, Д.Е. 2000: Татиан и его «Слово к эллинам» в историческом контексте. В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 80–92.

4. Ассман, Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и по-литическая идентичность в высоких культурах древности. (Пер. с немецкого М.М. Сокольской). М., 2004.

5. Barnard, L.W. 1967: Justin Martyr: His Life and Thought. Cambridge.

6. Barnes, T.D. 1981: Constantine and Eusebius. Cambridge (Mass).

7. Becker, E.-M. 2017: The Birth of Christian History: Memory and Time from Mark to Luke-Acts. Yale.

8. Benko, S. 1984: Pagan Rome and the Early Christians. Bloomington (Indiana).

9. Большаков, А.П. «Эллины» и «эллинская мудрость» в произведениях раннехристианских апологетов. В сб.: В.И. Кузищин и др. (ред.), Древний Восток и античный мир: труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 4. М., 2001. С. 151–165.

10. Большаков, А.П. Греко-иудейские традиции в христианских апологиях II–IV веков. Автореф. дисс.… канд. ист. наук. М., 2002.

11. Большаков, А.П. Раннехристианские апологии: происхождение и содержание. В сб.: Древний Восток и античный мир: труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М., 2002. С. 151–165.

12. Болотов, В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. История Церкви в период Констиантина. СПб., 1910.

13. Братухин, А.Ю. Тертуллиан и Климент Александрийский. В сб.: Индоевропейское языкознание и классическая филология – IX. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. СПб., 2005. С. 39–46.

14. Братухин, А.Ю. Тит Флавий Климент – примиритель противоположностей. В кн.: А.Ю. Братухин (ред.), Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. СПб., 2006. С. 5–46.

15. Братухин, А.Ю. Рождение стиля христианской литературы (Климент Александрийский и Тертуллиан). Автореф. дисс.… д-ра филол. наук. СПб., 2016.

16. Buck, P.L. 1996: Athenagoras’s embassy. A literary fiction. Harvard Theological Review 89, 209‒226.

17. Buell, D.K. 2005: Why This New Race: Ethnic Reasoning in Early Christianity. New York.

18. Бычков, В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

19. Бычков, В.В. Aesthetica patrum. Эстетика Отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.

20. Chesnut, G.F. 1986: The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret, and Evagrius. Macon (Georgia).

21. Christensen, A.S. 1980: Lactantius the Historian. An Analysis of the De Mortibus Persecutorum. Copenhagen.

22. Ciholas, P. 2003: The Omphalos and the Cross: Pagans and Christians in Search of a Divine Center. Macon (Georgia).

23. Cook, J.G. 2010: Roman Attitudes Toward the Christians: From Claudius to Hadrian. Tübingen.

24. Десницкий, А.С. Своеобразие «Послания к Диогниту» и его место в ранней апологетике. В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 118–121.

25. Digeser, E.D. 2000: The Making of a Christian Empire: Lactantius and Rome. Ithaca–London.

26. Edwards, M. et al. 1999: Introduction: Apologetics in the Roman world. In: M. Edwards, M. Goodman, S. Price (eds.), Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford.

27. Esler, P. 1987: Community and Gospel in Luke-Acts: The Social and Political Motivations of Lucan Theology. Cambridge, 1987.

28. Fiedrowicz, M. 2001: Apologie im frühen Christentum. Die Kontroverse um den christlichen Wahrheitsanpruch in den ersten Jahrhunderten. Paderborn.

29. Frend, W.H.C. 1965: Martyrdom and Persecution in the Early Church. A Study of Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford.

30. Gamble, H.Y. 1995: Books and Readers in the Early Church: A History of Early Christian Texts. New Haven.

31. Grant, R.M. 1988: Greek Apologists of the Second Century. London.

32. Гарнак, А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви. В сб.: Раннее христианство. Т. I. (Перевод с немецкого С. Свиридовой). Москва–Харьков, 2001. С. 305–350.

33. Henderson, T.P. 2011: The Gospel of Peter and Early Christian Apologetics: Rewriting the Story of Jesus’ Death, Burial, and Resurrection. Tübingen.

34. Jacobsen, A.-C. 2009: Apologetics and apologies – some definitions. In: J. Ulrich, A.-C. Jacobsen, М. Kahlos (eds.), Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics. Frankfurt am Main.

35. Kannaday, W.C. 2004: Apologetic Discourse and the Scribal Tradition. Atlanta.

36. Казаков, М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002.

37. Keresztes, P. 1967: The Emperor Hadrian's rescript to Minucius Fundanus. Phoenix 21, 120–129.

38. Керн, К.Э. (архимандрит Киприан). Патрология. Т. I. Москва–Париж, 1996.

39. Kovács, P. 2009: Marcus Aurelius’ Rain Miracle and the Marcomannic Wars. Leiden–Boston.

40. Кривушин, И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998.

41. Loveday, A. 1999: The Acts of the Apostles as an apologetic text. In: M. Edwards, M. Goodman, S. Price (eds.), Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford, 15–44.

42. MacMullen, R. 1984: Christianizing the Roman Empire (A.D. 100–400). New Haven–London.

43. Marguerat, D. 2002: The First Christian Historian: Writing the “Acts of the Apostles”. Cambridge.

44. Millar, F. 1977: The Emperor in the Roman World (31 B.C.–A.D. 337). London.

45. Minns, D. 2007: The Rescript of Hadrian. In: S. Parvis, P. Foster (eds.), Justin Martyr and His Worlds. Minneapolis (MN), 38–49

46. Minns, D., Parvis P. (eds.) 2009: Justin, Philosopher and Martyr. Apologies. Oxford.

47. Муравьев, А.В. «Этот муж проповедовал христианство, сохраняя мантию философа...». В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 39–44.

48. Nesselhauf, H. 1976: Hadrians Reskript an Minicius Fundanus. Hermes. Zeitschrift für klassische Philologie 104, 348–361.

49. Пантелеев, А.Д. Христианство в Римской империи во II–III вв.: К проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства. Дис.... канд. ист. наук. СПб., 2004.

50. Пантелеев, А.Д. Молниеносный легион: христианская легенда и реальность. Вестник СПбГУ. Серия 2: История 3, 2007. С. 143–149.

51. Pattison, S.E. 1990: A Study of the Apologetic Function of the Summaries of Acts. PhD thesis. Atlanta.

52. Преображенский, П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 1926.

53. Прокопьев, С.М. Возникновение христианской исторической мысли: Ориген Александрийский. М., 2010.

54. Прокопьев, С.М. Христианская историческая мысль во II и III столетиях. Вестник МГУП имени Ивана Федорова 12, 2011, С. 33–44.

55. Prostmeier, F.P. 2017: Die sogenannten Imperatoren in der Weltchronik des Theophilos von Antiochia. In: U. Heil, J. Ulrich (Hrsgg.), Kirche und Kaiser in Antike und Spätantike. Berlin–Boston.

56. Rankin, D. 2006: From Clement to Origen: The Social and Historical Context of the Church Fathers. Burlington.

57. Rankin, D. 2009: Athenagoras: Philosopher and Theologian. Farnham.

58. Rhee, H. 2005: Early Christian Literature: Christ and Culture in the Second and Third Centuries. The Apologies, Apocryphal Acts and Martyr Acts. New York.

59. Robbins, V. 1991: Luke-Acts: A mixed population seeks a home in the Roman Empire. In: A. Loveday (ed.), Images of Empire. Sheffield.

60. Schott, J.M. 2008: Christianity, Empire, and the Making of Religion in Late Antiquity. Philadelphia.

61. Сидоров, А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996.

62. Sterling, G. 1992: Historiography and Self-Definition: Josephos, Luke-Acts and Apologetic History. Leiden.

63. Strobel, K. 1993: Das Imperium Romanum im “3. Jahrhundert”: Modell einer historischen Krise? Stuttgart.

64. Свенцицкая, И.С. 1988: Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.

65. Свенцицкая, И.С. Христиане и императорская власть в апокрифических сказаниях II–IV вв. (Переосмысление истории). В сб.: Античное общество – IV: Власть и общество в античности. СПб., 2001.

66. Свенцицкая, И.С. Первые христиане и Римская империя. М., 2003.

67. Тюленев, В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.

68. Ващева, И.Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. СПб., 2006.

69. Вдовиченко, А.В. Христианская апология. Краткий обзор традиции. В сб.: Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 5–38.

70. Walton, S. 2002: The state they were in: Luke’s view of the Roman Empire. In: P. Oakes (ed.), Rome in the Bible and the Early Church. Carlisle–Grand Rapids.

71. Wifstrand, A. 2005: The Roman Empire from the Greek perspective. In: L. Rydbeck, S. Porter (eds.), Epochs and Styles: Selected Writings on the New Testament, Greek Language and Greek Culture in the Post-Classical Era. Tübingen.

72. Wilhite, D.E. 2007: Tertullian the African: An Anthropological Reading of Tertullian’s Context and Identities. Berlin.

73. Yamazaki-Ransom, K. 2010: The Roman Empire in Luke’s narrative. London–New York.

74. Yoder, J. 2014: Representatives of Roman Rule: Roman Provincial Governors in Luke-Acts. Berlin–Munich–Boston.

75. Жолудь, Р.В. Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы. Воронеж, 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх