Islam and its role in the civilizational development of Côte d’Ivoire

 
PIIS032150750015954-1-1
DOI10.31857/S032150750015954-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow, Centre for Sociological and Political Sciences Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameAsia and Africa Today
EditionIssue 8
Pages48-54
Abstract

  The article analyzes the evolution of Islam in Côte d’Ivoire in the light of the profound changes that have taken place in the country since independence in 1960 and up to the present day. The author explores the reasons for the rapid increase in the number of Islamized residents compared to other West African countries, especially during the first 30 years of independent development. This was a period of awakening of the collective consciousness and organizational cohesion of Ivorian Muslims. The second stage, since the first multiparty elections in the early 1990s, is associated with the politicization of religion, with a new form of Islamic religious culture, especially in cities - proselytism.

The tariqas, due to their lack of organization, play a secondary role in the modern history of the Muslim societies of Côte d’Ivoire. In addition, the modernization processes have further weakened their influence. Spiritual brotherhoods did not become a barrier to the spread of reformist teachings that were associated with Sunni Islam, a departure from Sufi spirituality. The reformist elite of the Ivorian Muslim community made extensive use of the Quranic concept of da'wa in their religious propaganda, with its ideology borrowed from the Arab-Islamic world. Its main goal was the re-islamization of Muslim society, the introduction of political Islam. 

The paper examines the problems of relations between Ivorian Muslims and Christians, which have not always been peaceful, especially during periods of military and political crises, when they were intertwined with ethnic ones. The coming to power in 2011 of A.Ouattara, the first Muslim president, contributed to the preservation of a stable balance between faiths thanks to his clerical policy.

KeywordsCôte d’Ivoire Islam, proselytism, Christianity, reformist movements, da'wa
Publication date23.08.2021
Number of characters21678
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 На протяжении первых трех десятилетий независимого развития Кот-д'Ивуара (1960-1990 гг.) религиозный фактор не оказывал сколько-нибудь заметного влияния на социально-политическую ситуацию в стране. По мнению французского исследователя Мари-Натали Лёблан, в тот период Кот-д'Ивуар считался в западноафриканском регионе носителем европейско-христианских ценностей, воплощавших прогресс. Страна воспринималась, скорее, как христианская, нежели как мусульманская. Ее политическая конфигурация создавалась благодаря религиозной принадлежности первого президента Феликса Уфуэ-Буаньи (1960-1993 гг.), исповедовавшего католичество1 [1]. Ислам же, напротив, долгое время воспринимался в качестве «антитезы прогрессу, тормоза всего современного» [2, p. 141], и количество христиан в тот период в Кот-д'Ивуаре было больше численности мусульман. 1. Для сравнения: если в 1950 г. в Абиджане было всего 5 мечетей, то сейчас их около 600 (прим. авт.).
3 Структурные изменения в экономике и проведение многопартийных выборов в начале 1990-х гг. привели к трансформациям в религиозной сфере и стали причиной раскола между конфессиями.
4 Важно и то, что к тому времени численность мусульман достигла около 40% населения страны по сравнению с 20% в 1960-е гг.2 [3]. Тем не менее, они были меньше представлены в политических органах, чем христиане, доля которых в численности населения едва достигала 34% [4]. 2. Столь быстрый рост мусульманского населения произошел, главным образом, за счет мигрантов из соседних с Кот-д'Ивуаром стран (Буркина Фасо, Мали, Гвинеи, Того и др.). Большая часть мигрантов была мусульманами: 72% против 18% христиан [3].
5 Это обстоятельство стало одной из главных причин политизации религии. Религиозные братства теряли свое влияние, особенно на молодое поколение, уступая место новым исламским объединениям, вписавшимся в постколониальный политический порядок и создававшим новые, более привлекательные, формы мусульманской общности, особенно в мегаполисе Абиджане, ставшем примером модернизации страны. Братства там стали считаться пережитком прошлого [5, p. 460]. В Абиджане и других больших городах, главным образом среди молодежи, зародилось прозелитическое движение «Да'ва»3. 3. «Да'ва» («обращение к исламу») - классическое кораническое понятие (прим. авт.).
6 М.Миран, крупнейшая исследовательница ивуарийского ислама, проанализировав результаты и последствия прозелитизма в Кот-д'Ивуаре, пришла к выводу, что «Да'ва» оказалась «замечательным мотором» социально-политической активности и «настоящей религиозной революции» в стране [2, р. 145].
7 Политизация религии совпала с политизацией этнической принадлежности. В стране проживает более 60 разных народов и этнических групп. Исторически северяне - малинке, бамбара, диола/джола и сенуфо - обращались в ислам с XIII в. Туда к тому времени ислам уже был привнесен берберами и туарегами из Северной Африки.
8 Обращение же местного населения в христианство связывают с появлением прибывших вместе с португальскими торговцами католических миссионеров. Оно началось в XVII в. на юге и в прибрежной полосе современной территории страны. В результате этих процессов северная часть нынешнего Кот-д'Ивуара оказалась под влиянием ислама, а южная и прибрежная - христианства.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 543

Readers community rating: votes 0

1. Le Blanc Marie Nathalie. 2003. Les jeunes musulmans et les jeunes chrétiens en Côte d’Ivoire. Antropologie et société, Université Laval. Vol. 27, № 1. https://id.erudit.org/iderudit/00703at (accessed 03.12.2020)

2. Miran Marie. 2000. Vers un nouveau prosélytisme islamique en Côte d’Ivoire: une révolution discrète. Grégoire Emmanuel, Schmitz Jean (eds.). Afrique noire et monde arabe: continuité et rupture. Autrepart (16). Pр. 139–160. ISBN 2-87678-596-X

3. Kamagaté Abahêbou. 2018. Conseil National Islamique: histoire d’une symphonie inachevée. 111 p. ALQaLAM. ISSN 978_1-9831990

4. Gorlay Youenn et Ciyow Yassin. 2020. En Côte d’Ivoire, l’islam, du juste milieu, fragilisé par une percée du salafism. https://lemonde-fr/afrique/article/2020/07/07/en-cote-d-ivoire-l-islam-du-juste-milieu-fragilise-par-une-percee-du-salafisme_6045511_3212.html (accessed 05.12.2020)

5. Dozon Jean-Pierre. 2011. Les clefs de la crise ivoirienne. Paris: Karthala.

6. Institut Afrique Monde. 2018. Contribution du dialogue interreligieux à la pacification en Afrique de l’Ouest. Côte d’Ivoire, Sénégal, Bénin. Juillet 2018. Pр. 1–57. Part 1: Dialogue interreligieux en Côte d’Ivoire. https://www.institutatriquemonde.org/docs/IAM%20-%-20Etude%20Mediation%20des%20confliсts%20et%20pacification.opdf (accessed 01.12.2020)

7. Kouadjo Colbert. 2015. Côte d’Ivoire: L’islamisme en question: Agora. 18 juillet 2015. https://agoravoix.fr/actualites/religions/article-cote-d-ivoire-l-islamisme-en-169905 (accessed 05.12.2020)

8. Filippov V.R. 2011. Cote d'Ivoire: factors of electoral conflict. Asia and Africa today. № 5. (In Russ.)

9. Videl Claudine. 2008. Frontière de la citoyennété et violence politique en Côte d’Ivoire. Dakar.

10. Miran Marie-Guyon. 2017. Muslim society and the Ouattara regime in Côte d’Ivoire. Partial elective affinities. Afrique contemporaine. Vol. 263–264, Issue 3–4. Pр. 249–254.

11. 1988. Islam in West Africa / Ed. Vasiliev A.M. Moscow. (In Russ.)

12. Pochta Y.M. 2020. Islamism and Nationalism in the Greater Middle East: Enmity or symbiosis? Aziya i Afrika segodnya. № 3 (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750008741-7

13. Grinin L.E., Korotaev A.V. 2019. Political aspects of contemporary islamism. Polis. Political Studies. № 6. (In Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2019.06.07

14. Madoré Frédérick. 2017. Le nouveau dynamisme du salafisme en Côte d’Ivoire: vers une radicalisation de l’islam ivoirien? (Université Laval, Canada). https://halshs.archives-ouvertes.fr./halshs-01691275/document (accessed 08.01.2021)

15. Madoré Fréederick. 2016. Islam ivoirien et burkinabé à l’ère du numérique 2.0. https://corpus.ulaval.ca/jspui/bitstream/20.500.11794/12948/1/Madore-2016-L’islam%20ivoirien%20et%20burkinabé%20à20i:pdf (accessed 03.12.2020)

16. Miran Marie. 2017. Islam, état et espace public et Côte d’Ivoire. https://www.sciencespo.fr/ceri/fr/oir/islam-etat-et-espace-public-en-cote-d-ivoire#top (accessed 16.01.2021)

17. Clemençot Julien. 2017. Côte d’Ivoire: insubmersibles Libanais. https://www.jeuneafrique.com/mag/450830/economic/cote-divoire-insubmersibles-libanais/ (accessed 14.12.2020)

18. Fituni L.L., Abramova I.O. 2018. About the Muslim pole of the world economy and the genie of globalization. Bulletin of MGIMO University. № 4 (61). (In Russ.). DOI: 10.24833/2071-8160-2018-4-61-55-77

19. 2020. Civilizational alternatives in Africa / Ed. I.V.Sledzevskyi. Vol. 3. Moscow. 208 p. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up