The sixth takht: To be or not to be?

 
PIIS032150750015269-7-1
DOI10.31857/S032150750015269-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameAsia and Africa Today
EditionIssue 6
Pages57-61
Abstract

The article focuses on the discussion concerning a possibility to proclaim the Pakistan-based Nankana Sahib gurdwara a Sikh takht (throne), i.e. a place of paramount spiritual and temporal importance for all Sikhs. Currently, there are five takhs in India - three in Punjab, one in Bihar and one in Maharashtra.

In 2018, on the eve of Guru Nanak’s 550th birthday anniversary, Shiromani Akali Dal Delhi president Paramjit Singh Sarna came up with a proposal to give a special status to Guru Nanak’s birthplace, which remained in Pakistan after the 1947 partition. Since then the Nankana Saheb has almost been inaccessible to Indian Sikhs.

Sarna’s suggestion triggered a new round of debates on the necessity and legitimacy of such a decision. It also boosted a long-standing dispute on Sikh leaders’ powers and authority and on the practical significance of sacred places in Sikhism. Gurdwaras represent sites of historical memory and spiritual unity of Guru Nanak’s followers providing “a focus for genuine personal devotion and for a continuing loyalty to traditional forms; and at the same time [they] serve as an arena for disruptive political strife” (McLeod). As of today, the prospect of making the Nankana Saheb a sixth takht seems vague owing to a strong opposition of current Sikh authorities in India. On the other hand, it cannot be ruled out that this idea could be favored by the Sikh community against the background of attacks on the Sikh shrines in Pakistan and Afghanistan and the recent launching of the Kartarpur corridor.

KeywordsIndia, Pakistan, Punjab, Sikhism, gurdwara, Nankana Sahib
Received26.01.2021
Publication date11.06.2021
Number of characters16731
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Сикхи - последователи учения средневекового поэта-мистика и мыслителя гуру Нанака (1469-1539) - испытывают особые чувства по отношению к пяти городам, где находятся т.н. тахты - «троны», т.е. особо значимые храмы-гурдвары, в которых могут издаваться указы, обязательные для исполнения всей сикхской общиной. Сегодня в Индии насчитывается 5 таких такхтов - три из них расположены в штате Панджаб1, по одному - в Бихаре и Махараштре. Все они вкупе с проводящимися там собраниями членов общины олицетворяют светскую власть в сикхизме. 1. По переписи 2011 г., большинство сикхов (16 из 22 млн индийских последователей сикхизма) проживает в Панджабе. Крупные сикхские диаспоры есть в США, Канаде, Великобритании и других странах Европы. Общее количество последо-вателей учения гуру Нанака в мире оценивается в 25 млн (см.: [1, p. 113]) (прим. авт.).
3 В 2018 г., в преддверии празднования знаменательной даты - 550-летия гуру Нанака - один из лидеров сикхской общины Дели, Парамджит Сингх Сарна, предложил возвести в статус тахта известнейший храм Нанкана-сахеб2, построенный в месте рождения Нанака. После раздела Индии в 1947 г. эта святыня, как и ряд других знаковых для сикхов мест, оказалась на территории Пакистана, поэтому индийские сикхи не имеют практически никакого доступа к ней. 2. Сахеб - букв. господин.
4 Предложение Сарны положило начало новым дебатам о целесообразности и правомерности принятия такого решения по гурдваре Нанкана-сахеб и тем самым оживило давнюю дискуссию о полномочиях лидеров сикхской общины и о практической значимости культовых мест сикхизма. Как известно, гурдвары являются «локусами исторической памяти» [2, pp. 221-251] и центрами духовного единения последователей гуру Нанака, будучи «ориентирами для искреннего личного служения и сохранения приверженности традиционным формам; но в то же время они служат ареной для деструктивной политической борьбы» [3, p. 58].
5

ОТ АМРИТСАРА ДО НАНДЕДА: ТАХТЫ В ИСТОРИИ СИКХИЗМА

6 Главным среди 5 «тронов» является Акал-тахт (Трон Вечного [бога]) в панджабском городе Амритсар. Он был объявлен тахтом в 1606 г. вскоре после мученической смерти пятого сикхского гуру - Арджуна (1563-1606), привнесшего в сикхизм много нового.
7
image1

Комплекс Золотого храма (Дарбар-сахеб), г. Амритсар, Индия. Фото автора.

8 Арджун завершил строительство комплекса Дарбар-сахеб (Двор Всевышнего), частью которого является Золотой храм (Хармандар) в Амритсаре; при нем же была составлена Ади-грантх («Изначальная книга») - священный текст, в который вошли гимны пяти первых сикхских гуру, включая самого Арджуна3. Его сын и преемник - 6-й гуру Харгобинд (1595-1644) - велел выстроить Акал-тахт напротив Золотого храма, который - как место собрания общинников - и стал высшим воплощением светской власти в сикхизме. 3. Позже текст Ади-грантх был дополнен, и ее стали именовать Гуру-грантх, или Книга-гуру. При последнем (10-м) сикхском гуру - Гобинде Сингхе она была канонизирована, а после его смерти в 1708 г. обрела статус высшего сикхского духовного авторитета; иногда её именуют 11-м гуру. Подробнее см.: [4, pp. 3-136; 5] (прим. авт.).
9 Первые указы были изданы гуру Харгобиндом в Амритсаре. Акал-тахт и сегодня остается тем местом, откуда исходят наиболее важные для всей сикхской общины постановления, вынесенные высшими сикхскими авторитетами. После обсуждения текста указа главами пяти тахтов его зачитывают с балкона Акал-тахта.
10 История четырех других тахтов (Патна-сахеб, Кешгарх-сахеб, Дамдама-сахеб и Хузур-сахеб) связана с жизнью и деяниями десятого сикхского гуру Гобинда Сингха (1666-1708). В Патне (Бихар) он родился и провел детские годы, и потому многие сикхи считают гурдвару Патна-сахеб вторым по значимости «троном» - после амритсарского.

Number of purchasers: 0, views: 99

Readers community rating: votes 0

1. Jacobsen K.A., Mann G.S., Myrvold K., Nesbitt E. (eds). Brill's Encyclopedia of Sikhism. Vol. 1. Leiden - Boston, Brill. 2017, p. 113.

2. Pinkney A.M. What are Sikhs doing at “Historical Gurdwaras” If they’re not on pilgrimage? Saints, Dust, and Memorial Presence at Sikh Religious Places. Religious Journeys in India: Pilgrims, Tourists, and Travelers (ed. by Pinkney A.M. and John Whalen-Bridge). SUNY Press, New York, pp. 221-251..

3. McLeod W.H. The Evolution of the Sikh Community. Oxford University Press, New Delhi, 2006, p. 58.

4. Mann G.S. The Making of Sikh Scripture. Oxford University Press, New Delhi, 2001, pp. 3-136.

5. Singh P. The Guru Granth Sahib: Canon, Meaning and Authority. Oxford University Press, New Delhi, 2000.

6. Bajwa K.S. 2014. Takhat Sri Damdama Sahib’s Establishment and Role in Sikh History. Sikh Formations. V. 10. № 3, p. 363.

7. Belskiy A.G., Furman D.E. 1992. Sikhs and Hindus: Religion, Politics, Terrorism. Moscow. (In Russ.)

8. Banse A.S. Vatican Status for Nankana-Sahib. https://www.sikh24.com/2017/09/05/vatican-status-for-nankana-sahib/#.X5iAt XtR3Dc (accessed 22.01.2021)

9. BochkovskayaA.V. 2020. Road to Kartarpur: “Faith-based diplomacy” in India-Pakistan relations. Azia i Afrika segodnya. № 3. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750008727-1

Система Orphus

Loading...
Up