Шестой сикхский «трон»: быть или не быть?

 
Код статьиS032150750015269-7-1
DOI10.31857/S032150750015269-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №6
Страницы57-61
Аннотация

В статье рассматривается дискуссия в сикхской среде по поводу возможности провозглашения расположенного в Пакистане храма Нанкана-сахеб тахтом («троном»), т.е. особо значимым местом, где могут издаваться указы, обязательные для исполнения всеми сикхами. Сегодня в Индии насчитывается 5 таких такхтов; все они вкупе с проводящимися там собраниями членов общины олицетворяют светскую власть в сикхизме.

В 2018 г. Парамджит Сингх Сарна, один из лидеров сикхской общины Дели, предложил возвести в статус «трона» известнейший храм Нанкана-сахеб, построенный в месте рождения Нанака - основателя учения сикхов. После раздела Индии в 1947 г. эта святыня, как и ряд других знаковых для сикхов мест, оказалась на территории Пакистана, поэтому индийские последователи Нанака не имеют практически никакого доступа к ней.

Предложение Сарны оживило давнюю дискуссию о полномочиях лидеров сикхской общины и о практической значимости культовых мест сикхизма: как известно, храмы-гурдвары, являясь местами исторической памяти и центрами духовного единения последователей гуру Нанака, одновременно играют важную роль в политической жизни страны. При всем резонансе, вызванном спором по поводу Нанкана-сахеба, перспектива обретения этим храмом статуса тахта представляется малореальной, поскольку сегодня идея 6-го «трона» вызывает мощное противодействие со стороны большинства сикхских авторитетов. Непрекращающиеся споры являются отражением серьезных разногласий в сикхской общине Индии по ряду идеологических, а также сугубо утилитарных вопросов.

Ключевые словаИндия, Пакистан, Панджаб, сикхизм, гурдвара, Нанкана-сахеб
Получено26.01.2021
Дата публикации11.06.2021
Кол-во символов16731
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 502

Оценка читателей: голосов 0

1. Jacobsen K.A., Mann G.S., Myrvold K., Nesbitt E. (eds). Brill's Encyclopedia of Sikhism. Vol. 1. Leiden - Boston, Brill. 2017, p. 113.

2. Pinkney A.M. What are Sikhs doing at “Historical Gurdwaras” If they’re not on pilgrimage? Saints, Dust, and Memorial Presence at Sikh Religious Places. Religious Journeys in India: Pilgrims, Tourists, and Travelers (ed. by Pinkney A.M. and John Whalen-Bridge). SUNY Press, New York, pp. 221-251..

3. McLeod W.H. The Evolution of the Sikh Community. Oxford University Press, New Delhi, 2006, p. 58.

4. Mann G.S. The Making of Sikh Scripture. Oxford University Press, New Delhi, 2001, pp. 3-136.

5. Singh P. The Guru Granth Sahib: Canon, Meaning and Authority. Oxford University Press, New Delhi, 2000.

6. Bajwa K.S. 2014. Takhat Sri Damdama Sahib’s Establishment and Role in Sikh History. Sikh Formations. V. 10. № 3, p. 363.

7. Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. М., ГРВЛ, 1992, с. 58-71. (In Russ.)

8. Banse A.S. Vatican Status for Nankana-Sahib. https://www.sikh24.com/2017/09/05/vatican-status-for-nankana-sahib/#.X5iAt XtR3Dc (accessed 22.01.2021)

9. Бочковская А.В. Путь в Картарпур: «дипломатия веры» в индийско-пакистанских отношениях. Азия и Африка сегодня. 2020. № 3, c. 20-25. DOI: 10.31857/S032150750008727-1

Система Orphus

Загрузка...
Вверх