Шестой сикхский «трон»: быть или не быть?

 
Код статьиS032150750015269-7-1
DOI10.31857/S032150750015269-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №6
Страницы57-61
Аннотация

В статье рассматривается дискуссия в сикхской среде по поводу возможности провозглашения расположенного в Пакистане храма Нанкана-сахеб тахтом («троном»), т.е. особо значимым местом, где могут издаваться указы, обязательные для исполнения всеми сикхами. Сегодня в Индии насчитывается 5 таких такхтов; все они вкупе с проводящимися там собраниями членов общины олицетворяют светскую власть в сикхизме.

В 2018 г. Парамджит Сингх Сарна, один из лидеров сикхской общины Дели, предложил возвести в статус «трона» известнейший храм Нанкана-сахеб, построенный в месте рождения Нанака - основателя учения сикхов. После раздела Индии в 1947 г. эта святыня, как и ряд других знаковых для сикхов мест, оказалась на территории Пакистана, поэтому индийские последователи Нанака не имеют практически никакого доступа к ней.

Предложение Сарны оживило давнюю дискуссию о полномочиях лидеров сикхской общины и о практической значимости культовых мест сикхизма: как известно, храмы-гурдвары, являясь местами исторической памяти и центрами духовного единения последователей гуру Нанака, одновременно играют важную роль в политической жизни страны. При всем резонансе, вызванном спором по поводу Нанкана-сахеба, перспектива обретения этим храмом статуса тахта представляется малореальной, поскольку сегодня идея 6-го «трона» вызывает мощное противодействие со стороны большинства сикхских авторитетов. Непрекращающиеся споры являются отражением серьезных разногласий в сикхской общине Индии по ряду идеологических, а также сугубо утилитарных вопросов.

Ключевые словаИндия, Пакистан, Панджаб, сикхизм, гурдвара, Нанкана-сахеб
Получено26.01.2021
Дата публикации11.06.2021
Кол-во символов16731
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Сикхи - последователи учения средневекового поэта-мистика и мыслителя гуру Нанака (1469-1539) - испытывают особые чувства по отношению к пяти городам, где находятся т.н. тахты - «троны», т.е. особо значимые храмы-гурдвары, в которых могут издаваться указы, обязательные для исполнения всей сикхской общиной. Сегодня в Индии насчитывается 5 таких такхтов - три из них расположены в штате Панджаб1, по одному - в Бихаре и Махараштре. Все они вкупе с проводящимися там собраниями членов общины олицетворяют светскую власть в сикхизме. 1. По переписи 2011 г., большинство сикхов (16 из 22 млн индийских последователей сикхизма) проживает в Панджабе. Крупные сикхские диаспоры есть в США, Канаде, Великобритании и других странах Европы. Общее количество последо-вателей учения гуру Нанака в мире оценивается в 25 млн (см.: [1, p. 113]) (прим. авт.).
3 В 2018 г., в преддверии празднования знаменательной даты - 550-летия гуру Нанака - один из лидеров сикхской общины Дели, Парамджит Сингх Сарна, предложил возвести в статус тахта известнейший храм Нанкана-сахеб2, построенный в месте рождения Нанака. После раздела Индии в 1947 г. эта святыня, как и ряд других знаковых для сикхов мест, оказалась на территории Пакистана, поэтому индийские сикхи не имеют практически никакого доступа к ней. 2. Сахеб - букв. господин.
4 Предложение Сарны положило начало новым дебатам о целесообразности и правомерности принятия такого решения по гурдваре Нанкана-сахеб и тем самым оживило давнюю дискуссию о полномочиях лидеров сикхской общины и о практической значимости культовых мест сикхизма. Как известно, гурдвары являются «локусами исторической памяти» [2, pp. 221-251] и центрами духовного единения последователей гуру Нанака, будучи «ориентирами для искреннего личного служения и сохранения приверженности традиционным формам; но в то же время они служат ареной для деструктивной политической борьбы» [3, p. 58].
5

ОТ АМРИТСАРА ДО НАНДЕДА: ТАХТЫ В ИСТОРИИ СИКХИЗМА

6 Главным среди 5 «тронов» является Акал-тахт (Трон Вечного [бога]) в панджабском городе Амритсар. Он был объявлен тахтом в 1606 г. вскоре после мученической смерти пятого сикхского гуру - Арджуна (1563-1606), привнесшего в сикхизм много нового.
7
image1

Комплекс Золотого храма (Дарбар-сахеб), г. Амритсар, Индия. Фото автора.

8 Арджун завершил строительство комплекса Дарбар-сахеб (Двор Всевышнего), частью которого является Золотой храм (Хармандар) в Амритсаре; при нем же была составлена Ади-грантх («Изначальная книга») - священный текст, в который вошли гимны пяти первых сикхских гуру, включая самого Арджуна3. Его сын и преемник - 6-й гуру Харгобинд (1595-1644) - велел выстроить Акал-тахт напротив Золотого храма, который - как место собрания общинников - и стал высшим воплощением светской власти в сикхизме. 3. Позже текст Ади-грантх был дополнен, и ее стали именовать Гуру-грантх, или Книга-гуру. При последнем (10-м) сикхском гуру - Гобинде Сингхе она была канонизирована, а после его смерти в 1708 г. обрела статус высшего сикхского духовного авторитета; иногда её именуют 11-м гуру. Подробнее см.: [4, pp. 3-136; 5] (прим. авт.).
9 Первые указы были изданы гуру Харгобиндом в Амритсаре. Акал-тахт и сегодня остается тем местом, откуда исходят наиболее важные для всей сикхской общины постановления, вынесенные высшими сикхскими авторитетами. После обсуждения текста указа главами пяти тахтов его зачитывают с балкона Акал-тахта.
10 История четырех других тахтов (Патна-сахеб, Кешгарх-сахеб, Дамдама-сахеб и Хузур-сахеб) связана с жизнью и деяниями десятого сикхского гуру Гобинда Сингха (1666-1708). В Патне (Бихар) он родился и провел детские годы, и потому многие сикхи считают гурдвару Патна-сахеб вторым по значимости «троном» - после амритсарского.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 68

Оценка читателей: голосов 0

1. Jacobsen K.A., Mann G.S., Myrvold K., Nesbitt E. (eds). Brill's Encyclopedia of Sikhism. Vol. 1. Leiden - Boston, Brill. 2017, p. 113.

2. Pinkney A.M. What are Sikhs doing at “Historical Gurdwaras” If they’re not on pilgrimage? Saints, Dust, and Memorial Presence at Sikh Religious Places. Religious Journeys in India: Pilgrims, Tourists, and Travelers (ed. by Pinkney A.M. and John Whalen-Bridge). SUNY Press, New York, pp. 221-251..

3. McLeod W.H. The Evolution of the Sikh Community. Oxford University Press, New Delhi, 2006, p. 58.

4. Mann G.S. The Making of Sikh Scripture. Oxford University Press, New Delhi, 2001, pp. 3-136.

5. Singh P. The Guru Granth Sahib: Canon, Meaning and Authority. Oxford University Press, New Delhi, 2000.

6. Bajwa K.S. 2014. Takhat Sri Damdama Sahib’s Establishment and Role in Sikh History. Sikh Formations. V. 10. № 3, p. 363.

7. Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. М., ГРВЛ, 1992, с. 58-71. (In Russ.)

8. Banse A.S. Vatican Status for Nankana-Sahib. https://www.sikh24.com/2017/09/05/vatican-status-for-nankana-sahib/#.X5iAt XtR3Dc (accessed 22.01.2021)

9. Бочковская А.В. Путь в Картарпур: «дипломатия веры» в индийско-пакистанских отношениях. Азия и Африка сегодня. 2020. № 3, c. 20-25. DOI: 10.31857/S032150750008727-1

Система Orphus

Загрузка...
Вверх