Agent-based modeling the distribution of authorities between the levels of the state

 
PIIS207751800006877-3-1
DOI10.18254/S207751800006877-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Center for Strategic and Interdisciplinary Studies of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Ufa
Journal nameArtificial Societies
Edition
Abstract

This paper discusses the results of a study of the effectiveness of the principles of the distribution of expenditure powers between levels of government by agent-based modeling. Two principles are analyzed: the first – “top-down”, assumes that the subject in determining the configuration of the distribution of powers is the bureaucratic apparatus of the state; the second principle – “bottom-up”, involves as a subject individuals who seek to maximize their utility.

Keywordsagent-oriented modeling, distribution, delimitation, demarcation of powers, federalism, unitarism, state system, imitation modeling
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR according to the research project 18-310-00384 мол_а.
Received01.09.2019
Publication date10.09.2019
Number of characters9354
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Гетерогенный характер условий жизни в разных экономических зонах страны обуславливает сложности для государства при обеспечении населения общественными услугами [4]. Предпочтения граждан, проживающих на разных территориях, могут существенно различаться. Исследуя данную проблему, американский экономист У. Оутс сформулировал теорему о децентрализации: «Для локальных общественных благ, потребление которых осуществляется географически локализованным подмножеством всего населения и для которых издержки производства любого уровня выпуска властями каждого административно-территориального образования одинаковы и равны издержкам центрального правительства, всегда более эффективно, или, по крайней мере, не менее эффективно, обеспечение на местном уровне» [6,7].
2 Оптимальному распределению расходных полномочий препятствует множество факторов политического, социального и экономического характера. Часть из них прямо или косвенно связанна с несовпадением интересов населения и бюрократии [2]. В социально-политических системах авторитарного толка бюрократия не имеет прямой ориентации на удовлетворение потребностей граждан и действует в номенклатурных интересах. Место, занимаемое бюрократическим аппаратом в демократически ориентированных системах, вынуждает государство через институты гражданского общества функционировать в интересах населения.
3 Настоящая работа посвящена анализу эффективности двух принципов распределения полномочий, предполагающих в качестве субъекта бюрократический аппарат или население. Для удобства приняты условные концепции бюрократически- и демократически-ориентированных принципов распределения. Бюрократически-ориентированный принцип, предполагает распределение полномочий по критерию минимизации издержек производства общественных услуг; демократически-ориентированный – по критерию максимизации полезности населения. В качестве агентов в обеих схемах будут выступать индивиды и государство, представленное муниципальным, региональным и федеральным уровнями бюрократии.
4 Уровни государства обладают набором производственных функций по всему перечню услуг, состоящему из H элементов (h=1..H). В качестве аргумента производственных функций Qhj(Thj) выступает размер налога (Thj), взымаемый уровнем государства j с индивидов, получающих от него соответствующую услугу h (таб. 1).
5 Таблица 2. Зависимость объема производства (Qhj) общественной услуги h от размера налога (Thj) субъекта j (муниципалитет: j=m; регион: j=r; центр: j=c)
Уровень власти Центр f Регион r Муниципалитет m
Размер налога (Thj) Thf Thr Thm
Объем производства услуги (Qhj) Qhf=ahf+bhf۰Thf (1) Qhr=ahr+bhr۰Thr (2) Qhm=ahm+bhm۰Thm (3)
6 Каждый i-й индивид обладает функцией полезности Uhij(Qhj) по каждой услуге h. Полезности индивидов зависят от интенсивности потребления Qhj и уровня предоставления услуги j (j=m,r,f). Другими словами, индивиды способны дифференцировать одни и те же услуги по источнику предоставления, т.е. полезности от потребления условной услуги h, предоставляемой муниципальным, региональным или федеральным уровнями могут различаться для индивидов (таб. 2).

views: 573

Readers community rating: votes 0

1. Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика. 2008. 279 с.

2. Зулькарнай И.У. Квазирыночная модель государства: монография. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. – 2005.

3. Зулькарнай И.У. Моделирование горизонтальной конкуренции юрисдикций // Искусственные общества. 2014. Т. 9. № 1–4. C.7.

4. Рамазанов Р.Р. Проблема разграничения полномочий уровней государственной власти по оказанию общественных услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 4 (26). С. 93-99.

5. Рамазанов Р.Р. Сравнительная характеристика подходов имитационного моделирования общественных процессов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2017. – № 2 (20). – С. 67-77.

6. Oates W. E. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. 1999. 37 (3). Pp. 1120-1149.

7. Oates W.E. Fiscal Federalism // Harcourt Brace Jovanovich, New York. 1972.

8. Ramazanov R.R., Zulkarnay I.U. Multiagent modeling in the decision of cognitive tasks understanding the processes of centralization and decentralization of governance // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings 2. Сер. "Selected Papers of the 2nd International Scientific Conference "Convergent Cognitive Information Technologies", Convergent 2017" 2017. С. 310-317.

9. Weingast B.R. Second Generation Fiscal Federalism: Implications decentralized Democratic Governance and Economic Development // Initiative for Policy Dialogue. 2007. 71 p.

10. Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development // Law, Economic and Organization. 1995. Vol.11. No.1. Pp. 3–31.

Система Orphus

Loading...
Up