Агентное моделирование распределения полномочий между уровнями государства

 
Код статьиS207751800006877-3-1
DOI10.18254/S207751800006877-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Центр стратегических и междисциплинарных исследований Уфимский федеральный исследовательский центр РАН
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Название журналаИскусственные общества
Выпуск
Аннотация

В настоящей работе обсуждаются результаты исследования эффективности принципов распределения расходных полномочий между уровнями государственной власти методами агент-ориентированного моделирования. Проанализировано два принципа: первый – «сверху-вниз», предполагает, что субъектом при определении конфигурации распределения полномочий выступает бюрократический аппарат государства; второй принцип – «снизу-вверх», предполагает в качестве субъекта население в лице отдельных индивидов, стремящихся максимизировать свою полезность.

Ключевые словаагент-ориентированное моделирование, распределение, разграничение, демаркация полномочий, федерализм, унитаризм, государственное устройство, имитационное моделирование
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-310-00384 мол_а.
Получено01.09.2019
Дата публикации10.09.2019
Кол-во символов9354
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Гетерогенный характер условий жизни в разных экономических зонах страны обуславливает сложности для государства при обеспечении населения общественными услугами [4]. Предпочтения граждан, проживающих на разных территориях, могут существенно различаться. Исследуя данную проблему, американский экономист У. Оутс сформулировал теорему о децентрализации: «Для локальных общественных благ, потребление которых осуществляется географически локализованным подмножеством всего населения и для которых издержки производства любого уровня выпуска властями каждого административно-территориального образования одинаковы и равны издержкам центрального правительства, всегда более эффективно, или, по крайней мере, не менее эффективно, обеспечение на местном уровне» [6,7].
2 Оптимальному распределению расходных полномочий препятствует множество факторов политического, социального и экономического характера. Часть из них прямо или косвенно связанна с несовпадением интересов населения и бюрократии [2]. В социально-политических системах авторитарного толка бюрократия не имеет прямой ориентации на удовлетворение потребностей граждан и действует в номенклатурных интересах. Место, занимаемое бюрократическим аппаратом в демократически ориентированных системах, вынуждает государство через институты гражданского общества функционировать в интересах населения.
3 Настоящая работа посвящена анализу эффективности двух принципов распределения полномочий, предполагающих в качестве субъекта бюрократический аппарат или население. Для удобства приняты условные концепции бюрократически- и демократически-ориентированных принципов распределения. Бюрократически-ориентированный принцип, предполагает распределение полномочий по критерию минимизации издержек производства общественных услуг; демократически-ориентированный – по критерию максимизации полезности населения. В качестве агентов в обеих схемах будут выступать индивиды и государство, представленное муниципальным, региональным и федеральным уровнями бюрократии.
4 Уровни государства обладают набором производственных функций по всему перечню услуг, состоящему из H элементов (h=1..H). В качестве аргумента производственных функций Qhj(Thj) выступает размер налога (Thj), взымаемый уровнем государства j с индивидов, получающих от него соответствующую услугу h (таб. 1).
5 Таблица 2. Зависимость объема производства (Qhj) общественной услуги h от размера налога (Thj) субъекта j (муниципалитет: j=m; регион: j=r; центр: j=c)
Уровень власти Центр f Регион r Муниципалитет m
Размер налога (Thj) Thf Thr Thm
Объем производства услуги (Qhj) Qhf=ahf+bhf۰Thf (1) Qhr=ahr+bhr۰Thr (2) Qhm=ahm+bhm۰Thm (3)
6 Каждый i-й индивид обладает функцией полезности Uhij(Qhj) по каждой услуге h. Полезности индивидов зависят от интенсивности потребления Qhj и уровня предоставления услуги j (j=m,r,f). Другими словами, индивиды способны дифференцировать одни и те же услуги по источнику предоставления, т.е. полезности от потребления условной услуги h, предоставляемой муниципальным, региональным или федеральным уровнями могут различаться для индивидов (таб. 2).

всего просмотров: 553

Оценка читателей: голосов 0

1. Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика. 2008. 279 с.

2. Зулькарнай И.У. Квазирыночная модель государства: монография. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. – 2005.

3. Зулькарнай И.У. Моделирование горизонтальной конкуренции юрисдикций // Искусственные общества. 2014. Т. 9. № 1–4. C.7.

4. Рамазанов Р.Р. Проблема разграничения полномочий уровней государственной власти по оказанию общественных услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 4 (26). С. 93-99.

5. Рамазанов Р.Р. Сравнительная характеристика подходов имитационного моделирования общественных процессов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2017. – № 2 (20). – С. 67-77.

6. Oates W. E. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. 1999. 37 (3). Pp. 1120-1149.

7. Oates W.E. Fiscal Federalism // Harcourt Brace Jovanovich, New York. 1972.

8. Ramazanov R.R., Zulkarnay I.U. Multiagent modeling in the decision of cognitive tasks understanding the processes of centralization and decentralization of governance // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings 2. Сер. "Selected Papers of the 2nd International Scientific Conference "Convergent Cognitive Information Technologies", Convergent 2017" 2017. С. 310-317.

9. Weingast B.R. Second Generation Fiscal Federalism: Implications decentralized Democratic Governance and Economic Development // Initiative for Policy Dialogue. 2007. 71 p.

10. Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development // Law, Economic and Organization. 1995. Vol.11. No.1. Pp. 3–31.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх