Миф как средство сакрализации жизненного мира человека

 
Код статьиS004287440001363-4-1
DOI10.31857/S004287440001363-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы207-214
Аннотация

Решается задача истолкования одного из самых загадочных образов в мировой мифологии – образа трехногого осла в зороастрийских текстах. Существующие трактовки не объясняют все элементы этого образа и их онтологическую природу. Предпринята попытка выявить специфику языка мифов, состоящего в значительной степени из символов повышенной социальной значимости. Показано, как с их помощью осуществляется процесс сакрализации жизненного мира древних иранцев, создавших Авесту и другие священные тексты зороастрийской религии. Вместо распространенного в иранистике космологического и других подходов натуралистического характера применяется социокультурный подход. Используется также тропологический подход, то есть взгляд на образ главного персонажа мифа как на троп, вносящий сакральный смысл в жизнь социума. Излагается новая трактовка сакрального осла, образ которого символизирует сущностные характеристики зороастрийской веры.

Ключевые словаэпистемология, религия, Авеста, мифический образ, символ, смысл, референт, Заратуштра, Ахура-Мазда, интерпретация, культура, жизненный мир, сакральное, моральная триада, мифотворчество
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов24508
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Текст мифов выполняет две важнейшие языковые функции: информативную (основной план) и экспрессивную (план условных образов). Непростая работа – двойное чтение мифов, движение мысли в двух часто очень разных планах. Но ее необходимо проделать, чтобы адекватно и в полном объеме постичь смысл этих зачастую головоломных мифов, одним из которых является повествование о трехногом осле, содержащееся в древнеиранской мифологии.

2

Впервые мы его встречаем в главной священной книге зороастрийской религии Авесте в разделе «Ясна» («почитание», «поклонение») 42.4. Но здесь он описан довольно кратко. Однако мы видим его главный признак: у осла всего три ноги. Такая особенность сразу оказывается для нас загадкой: почему же три, а не четыре? 

3

Мы читаем Авесту дальше и стараемся найти более полное и более адекватное описание этого животного. Но наши поиски напрасны. Нигде в Авесте больше о нем ничего не говорится. Мы вспоминаем, что до нас Авеста дошла не полностью: утерян четвертый наск (книга) Авесты. Возможно, в этом наске и был более развернутый, полный текст искомого мифа?

4

Просматривая другие зороастрийские тексты, мы обнаруживаем нужный нам миф в значительно более позднем зороастрийском трактате, который называется «Бундахишн» – «Первотворение», «Сотворение основы». Иранисты считают его переложением утраченного наска Авесты. Ее древняя часть, к которой относится и раздел «Ясна», если взять самый широкий диапазон дат, предлагаемый исследователями, может быть отнесена к Х–VII вв. до н. э. Восстановленный же вариант утраченного наска иранисты относят к III–VII вв. н.э. Такой разрыв в датах не может не сказаться на содержании анализируемого мифа. И в самом деле, четвертый наск, в том числе и данный миф претерпели изменения и были дополнены различными вставками. Но вполне можно утверждать, что поздний текст включил в себя наиболее развитое и полное представление о персонаже этого мифа и о вложенном в него образе сакрального осла. Прочтем внимательно его описание:

5

…Он стоит посреди моря Фрахвкард, и ног у него – три, глаз – шесть, ртов – девять, ушей – два, рог – один, голова синяя, тело белое, пища духовная, и он праведен. Два из его шести глаз – на месте глаз, два – на макушке, два – на месте загривка. И силою («жестокостью») этих шести глаз он подавляет и разбивает. Из девяти ртов три – на голове, три – на загривке и три – на внутренней части тела, а каждый рот величиной с гору Хунванд, и каждая из его трех ног, когда он стоит на земле, такова, что тысяча овец, если соберутся в стадо, пройдут под нею, а бабка ноги так велика, что в нее войдут тысяча человек с табуном в тысячу лошадей. Что касается его двух ушей, то он может накрыть ими Мазендеран. Один его золотой рог подобен рогу полому, и на нем выросла тысяча рогов, некоторые на высоте верблюда, некоторые – лошади, некоторые – коровы, некоторые – осла, и большие, и маленькие. Тем рогом он очень жестоко разбивает и уничтожает все старания вредных существ. Когда этот осел наклоняет (держит) шею в море и опускает в него уши, вся вода моря Фрахвкард волнуется волнами и дрожит страна Ганавад. Когда он кричит, все самки водяных тварей – творения Ормазда – беременеют, а все беременные водяные вредные твари, когда слышат этот крик, выкидывают своих детенышей. Когда он мочится в море, вся морская вода, что в семи земных кешварах, становится чище, по этой причине все ослы, когда входят в воду, мочатся в нее. Как он говорит: «О трехногий осел! Если бы ты не был создан для воды, вся вода в море пропала бы из-за осквернения её ядом, который Злой дух внес в воду через смерть творений Ормазда». Тиштар берет из моря очень много воды с помощью трехногого осла. И известно также об амбре, что это – испражнения трехногого осла, так как если у него много духовной пищи, то тогда влага из жидкой пищи проникает в его тело по сосудам и с мочой и с испражнениями выводится» [Зороастрийские тексты 1997, 290–291].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1540

Оценка читателей: голосов 0

1. Авеста 1998 – Авеста в русских переводах (1861–1996). Сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И.В. Рака. Изд. 2-е. СПб.: Нева; Летний Сад, 1998.

2. Зороастрийские тексты 1997 – Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума. Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О. М. Чунаковой. М.: Восточная литература РАН, 1997.

3. Аверинцев 2005 – Аверинцев С.С. Аллегория // Большая Российская энциклопедия. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.

4. Скобелев 2008 – Скобелев М. А. Значение слова «рог» в библейской метафоре // Журнал Московской Патриархии. 2008. № 4. С. 76–85.

5. Топоров 1998 – Топоров В.Н. Осел // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

6. Фрейденберг 1998 – Фрейденберг О.М. Въезд в Иерусалим на осле // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд. М.: Восточная литература РАН, 1998. С. 623–665.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх