Возможно ли цифровое равенство? (о книге Я. ван Дейка «Цифровой разрыв»)

 
Код статьиS013216250009459-7-1
DOI10.31857/S013216250009459-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Van Dijk J. (2020) The Digital Divide. Cambridge, Medford: Polity Press.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры современной социологии социологического факультета
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: старший преподаватель кафедры современной социологии социологического факультета
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 10
Страницы158-164
Аннотация

Один из пионеров исследования проблем цифрового неравенства Ян ван Дейк в новой монографии представляет теорию цифрового разрыва. Размышляя над ее содержанием, авторы статьи анализируют ключевые положения исследования, сравнивая его с ранней работой ван Дейка (2005), обсуждают дискуссионные вопросы. Технологический прогресс меняет состояние цифрового разрыва, который эволюционирует от простого деления на имеющих и не-имеющих доступ в Интернет к различиям возможностей владения и умения использовать цифровые технологии. Такая эволюция следствием имеет появление трехуровневой схемы цифрового разрыва. Предложенная в исследовании модель цифрового разрыва основана на принципах реляционного подхода. Она носит комплексный и многомерный характер, что позволит, по убеждению автора, оценивать состояние проблемы цифрового разрыва на всех его уровнях. Я. ван Дейк задается вопросом о перспективах решения этой социальной проблемы, а также о зависимости между состоянием цифрового разрыва и другими формами неравенства. Поиску ответов на эти вопросы посвящена большая часть исследования. Выводы его далеки от оптимизма.

Ключевые словасоциальное неравенство, цифровизация, интернет, цифровой разрыв, цифровое неравенство, доступ, цифровые навыки, Я. ван Дейк
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01106.
Получено27.04.2020
Дата публикации18.12.2020
Кол-во символов19145
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В январе 2020 г. вышла в свет новая книга Яна ван Дейка [Van Dijk, 2020], спустя 15 лет после другой публикации по данной теме [Van Dijk, 2005]. К сожалению, книга «Углубляющийся цифровой разрыв: неравенство в информационном обществе» не переведена на русский язык и для многих российских специалистов осталась неизвестной. Появление нового исследования является важным событием как для социологов-теоретиков, так и практиков; работу отличает актуальность эмпирических данных и амбициозная попытка представить целостную теорию цифрового разрыва.
2 О цифровом разрыве как о социальной проблеме начали говорить 25 лет назад. Эти дискуссии носят междисциплинарный характер, охватывая экономический, социальный, политический, культурный, психологический, технологический аспекты. В фокусе социологов находятся, в первую очередь, вопросы о причинах цифрового разрыва, его проявлениях и о социальных последствиях, к которым может привести отсутствие программ его сокращения. Социологические исследования этой сферы позволили определить базовые характеристики цифрового разрыва, уровни его проявления и причины распространения.
3 Масштаб и многообразие поднимаемых в книге вопросов (здесь мы согласны с автором) позволяют назвать ее первым специализированным учебным пособием по цифровому разрыву, которое может быть использовано в рамках курсов по социологии и медиаисследованиям. Читатель, ознакомившись с двумя ключевыми работами Я. ван Дейка, сможет проследить эволюцию идей автора и общую траекторию социологического изучения цифрового разрыва и связанных с ним процессов.
4 Несмотря на то что эта проблематика разрабатывается учеными с конца ХХ в., большую часть работ и сегодня составляют эмпирические исследования. Они носят, как правило, узко направленный и в большинстве описательный характер. Потому обращение автора к теоретическим проблемам исследования цифрового разрыва, несомненно, заслуживает внимания. Сам ван Дейк справедливо заметил, что за эти годы самостоятельных теоретических работ по данной теме практически не появилось. И если первая его книга была сосредоточена на концептуализации понятия разрыва преимущественно с точки зрения доступа к новейшим технологиям и классификации цифровых навыков, то новизной рецензируемой работы является обращение к определению третьего уровня цифрового разрыва – анализу возможностей цифровых технологий.
5 Структура книги традиционна. Представлена концептуализация базовых понятий, ключевые подходы к изучению проблемы, основные уровни анализа цифрового разрыва: физический доступ, мотивация, цифровые навыки и возможности использования цифровых технологий. Наиболее интересны и дискуссионны вопросы представленной автором модели изучения цифрового разрыва.
6 Модель ван Дейка комплексна и многогранна, что может несколько затруднять ее целостное восприятие. При этом следует признать, что сегодня существует необходимость в подобных работах, поскольку, кроме дефицита фундаментальных исследований, отсутствует общая теоретическая схема изучения цифрового разрыва. Ван Дейк предлагает несколько объяснений этому обстоятельству. В большинстве исследователи лишь говорят о наличии проблемы и констатируют текущее состояние, приводя многочисленные количественные показатели. Без внимания остается анализ реальных механизмов, объясняющих причины цифрового разрыва, тенденции и изменения его проявлений. Кроме того, большинство исследований проводится в англоязычных развитых и (относительно) богатых странах, где доступ в сеть имеет подавляющее число граждан.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2067

Оценка читателей: голосов 0

1. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019a. Т. 19. № 1. С. 108–120. [Dobrinskaya D.E., Martynenko T.S. (2019a) Perspectives of the Russian information society: Digital divide levels. Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal Of Sociology]. No. 1: 108–120. (In Russ.)]

2. Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Цифровой разрыв в России: особенности и тенденции //

3. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019b. No. 5. С. 100–119. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.06. [Dobrinskaya D.E., Martynenko T.S. (2019b) Defining the Digital Divide in Russia: Key Features and Trends. Monitoring obshestvennogo mneniya: ekonomicheskie I socialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 5. P. 100–119.]

4. Мартыненко Т.С. Концепция «цифрового разрыва» Я. ван Дейка // Информационное общество. 2018. № 6. С. 4–10. [Martynenko T.S. J. Digital Divide Concept by Jan van Dijk. Informatsionnoe obshestvo [Information Society]. No. 6: 4–10. (In Russ.)]

5. Плуготаренко С. РУНЕТ 2019. Итоги года. М., 2019. [Plugotarenko S. (2019) RUNET 2019. Results of the year. Moscow. (In Russ.)]

6. Castells M. (1996) The Rise of the Network Society. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Malden, MA; Oxford, UK: Blackwell.

7. Lupač P. (2018) Beyond the digital divide: conextualizing the information society. WA, UK: Emerald Publishing Limited.

8. Norris P. (2001) Digital divide: civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide. Cambridge: Cambridge University Press.

9. Penn M., Fineman M. (2018) Microtrends Squared: The New Small Forces Driving Today's Big Disruptions. New York: Simon & Schuster.

10. Ragnedda M. (2017) The Third Digital Divide: a Weberian approach to digital inequalities. New York: Routledge.

11. Rifkin J. (2000) The Age of Access: the New Culture of Hypercapitalism, Where All of Life is a Paid-for Experience. New York: J.P. Tarcher/Putnam.

12. Urry J. (2000) Sociology Beyond Societies: Mobilities for the Twenty-First Century. New York, Oxon: Routledge.

13. Van Dijk J. (2005) The Deepening Divide: Inequality in the Information Society. California: SAGE Publications.

14. Van Dijk J. (2020) The Digital Divide. Cambridge, Medford: Polity Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх