A sketch of the church life of the Russian diaspora in Morocco in 1970s

 
PIIS086919080000437-7-1
DOI10.31857/S086919080000437-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Oriental studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
Edition
Pages77-87
Abstract

The article is based on a report of the priest of the Orthodox Cathedral (Moscow Patriarchate) in Morocco and other works. The article draws a vivid picture of the public life and church problems of the Russian diaspora in Morocco. The document written by Father Nikolai Zakharov who served in Rabat in 1972–1980, touches upon the issues of relations with the Orthodox parishes of parallel hierarchy to the Moscow Patriarchate and parishioners of these communities. Father Nikolai elucidates extensive contacts with Catholics and the inclusion of members of pre-Calderonian Churches in the orbit of the Orthodox parish in Rabat. The historical sources testify to the unprecedented heyday ecumenical activities throughout the world in the 1970s that apparently coinsides with Father Nikolai Zakharov’s  service in Rabat. Numerous examples do show the high level of activities of Catholic organizations and hierarchs in the spread of ecumenism through the Orthodox Rabat parish.

KeywordsRussian Orthodox Church, Russian communities, diaspora, ecumenism, Morocco
Received07.08.2018
Publication date18.10.2018
Number of characters32091
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Изучение диаспор в странах Востока и истории миграций населения обычно выводит исследователя на многочисленные темы смежных областей, предполагая такие разные углы зрения, как социально-политический, экономический, религиозно-культурный, идеологический и др. Чаще всего перечисленные аспекты соседствуют в научных работах, что и придает исследованиям широту охвата. Особенно ценными оказываются работы, построенные на архивных документах, содержащих, как правило, целую палитру подходов и сюжетов, а их непременная эмоциональная окраска сама по себе может выражать отношения автора документа к отдельным событиям и персоналиям.
2 В Институте востоковедения РАН в конце 2017 г. вышла книга Николая Сухова “История русской эмиграции в Марокко” [Сухов, 2017]. Автор, работая много лет в российском посольстве в Рабате, занимался культурными связями с русской диаспорой и имел возможность не только наблюдать жизнь общины, но и обращаться к неопубликованным архивным коллекциям и личным архивам старейших представителей этого островка русского общества в далеком Магрибе.
3 Немаловажным дополнением к этой работе, позволяющим взглянуть на ту же тему в другом ракурсе, может оказаться анализ документа, найденного в Государственном архиве Российской Федерации, – одного из отчетов настоятеля рабатского Воскресенского прихода (Марокко) своему правящему архиерею, председателю Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополиту Ювеналию (Пояркову) от 16 февраля 1973 г. Автор отчета, прот. Николай Захаров, был направлен в Рабат 15 декабря 1972 г. от ОВЦС МП, после того как право назначать священников в Марокко решением патриарха Пимена и Синода было передано Отделу из ведения Западноевропейского экзархата, резиденция главы которого, митрополита Сурожского Антония (Блума), находилась в Лондоне1. 1. Архиепископ Антоний 27 января 1966 г. был возведен в сан митрополита и утвержден в должности экзарха (т.е. зарубежного представителя патриарха) Западной Европы, оставаясь на этом высоком посту до весны 1974 г. 3 сентября того же года этот пост занял митрополит Никодим (Ротов) (имел степень магистра богословия за диссертацию “Иоанн XXIII, Папа Римский”, МДА, 15 апреля 1970 г., а через пять лет – доктора богословия “honoris causa”). Он возглавлял ОВЦС с 1960 по 1972 г., а потом фактически передал бразды правления Отделом своему воспитаннику Ювеналию (Пояркову), возведенному за месяц до того в сан митрополита [Митрополит Никодим, 2008, с. 9]. Таким образом, по крайней мере, две ключевые должности в области внешних связей РПЦ находились в руках единомышленников: митр. Ювеналий вплоть до апреля 1981 г. продолжал возглавлять ОВЦС, а митр. Никодим до самой своей кончины в Ватикане в 1978 г. – “интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, одновременно управляя Ленинградской, Новгородской, Олонецкой епархиями и Западноевропейским экзархатом” [там же, с. 11].
4 Начав служение на посту настоятеля столичного марокканского прихода, протоиерей Николай Захаров оказался во главе паствы, в которой продолжал служить и прежний настоятель о. Иоанн Сидун, поставленный некогда митрополитом Антонием. Как писал Николай Захаров, “отец Александр Беликов и отец Иоанн Сидун к тому времени уже не могли совершать далеких поездок по стране для посещения членов прихода” [Захаров, 1978(1), с. 15], хотя представляется, что в действительности имело место обыкновенное переподчинение прихода с поспешной сменой настоятеля, что не могло пройти безболезненно. Видимо, это создавало поначалу рискованную для нового главы прихода коллизию: ему приходилось буквально утверждаться в этом качестве в среде очень пестрой эмигрантской общины с ее “свободолюбивым” духом. Рассматриваемый документ пронизан духом соперничества с о. Иоанном, который вел себя, по мнению о. Николая Захарова, не лучшим образом. Можно привести несколько примеров претензий к нему такого рода.

Number of purchasers: 0, views: 1403

Readers community rating: votes 0

1. GARF. F. R6991. Op. 6. D. 606. L. 13–20. Otchet nastoyatelya Voskresenskogo khrama v Rabate (Marokko) protoiereya Nikolaya Zakharova Vysokopreosvyaschennejshemu Yuvenaliyu, Mitropolitu Tul'skomu i Belevskomu, Predsedatelyu Otdela vneshnikh tserkovnykh snoshenij Moskovskogo Patriarkhata ot 16 fevralya 1973 g. [State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund R6991, archival list 6, file 606, sheet 13–20. Report of the Rector of the Resurrection Church in Rabat (Morocco), Archpriest Nikolai Zakharov, to His Eminence Metropolitan of Tula and Belev, Chairman of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, February 16, 1973). 20 fs.].

2. Zakharov Nikolaj, protoierej. Voskresenskij prikhod Moskovskogo Patriarkhata v Rabate (k 50-letiyu so vremeni osnovaniya). Zhurnal Moskovskoj Patriarkhii. 1978(1). № 6. S. 13–16 [Zakharov, Nikolai, archpriest. The Resurrection Parish of the Moscow Patriarchate in Rabat (to the 50th anniversary of its founding). Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii (Journal of the Moscow Patriarchia). 1978(1). Issue 6. Pp. 13–16.]

3. Zakharov Nikolaj, protoierej. Prebyvanie mitropolita Nikodima v Marokko // Zhurnal Moskovskoj Patriarkhii, 1978(2). № 6. S. 16–18 [Zakharov Nikolai, archpriest. The stay of Metropolitan Nicodim in Morocco. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii (Journal of the Moscow Patriarchia). 1978(2). Issue 6. Pp. 16–18 (in Russian)].

4. Kolupaev V.E. Russkie v Severnoj Afrike. Obninsk, 2004. 354 s. [Kolupaev, Vassily E. Russians in North Africa. Obninsk, 2004. 354 p.].

5. Mitropolit Nikodim i Vsepravoslavnoe edinstvo. K 30-letiyu so dnya konchiny mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima (Rotova) / Sost. Vladimir Sorokin. SPb.: Izd-vo Knyaz'-Vladimirskogo sobora, 2008. 272 s. [Metropolitan Nikodim and the All-Orthodox Union. To the 30th anniversary of the death of Metropolitan of Leningrad and Novgorod Nicodemus (Rotov). Ed. by Vladimir Sorokin. Saint Petersburg: St.-Vladimir Cathedral Publ., 2008. 272 p.].

6. Sergeev M.S. Khasan II. M.: IV RAN, 2018. 464 s. [Sergeev, Mikhail S. Hassan II. Moscow, IOS RAS, 2017. 464 p.].

7. Sukhov N.V. Istoriya russkoj ehmigratsii v Marokko. Otv. red. A.V. Sarab'ev. M.: IV RAN, 2018. 468 c. [Sukhov, Nikolai V. History of Russian Emigration in Morocco. Ed. by Alexei V. Sarabiev. Moscow, IOS RAS, 2017. 468 p.].

Система Orphus

Loading...
Up