Philosophy as Logic (By Century since Birth Vladimir Solomonovich Bibler)

 
PIIS004287440001359-9-1
DOI10.31857/S004287440001359-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Independent scholar
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages130-140
Abstract

Vladimir S. Bibler understands the philosophy as the dialogical onto-logic, or the logic of pre-supposing and mutual grounding of the epochal forms of the paradoxical identity of thinking and being. The definite idea of the identity of thinking and being contains a certain logic of truth, but this identity and so the logic of truth is paradox

Plato defines the event of thinking as a silent dialogue of the soul with itself about what it means to think of. Three personages, each of them being other to each other, take part in the dialogue: what is meant to be understood is being; he who does the work of understanding is an intelligent soul formed together with the thought; the one who is meant to be communicated what is understood to is other, co-participator of thinking. Between this three extra-logical limits – the being – the mind – the other – the Logos of thinking unfolds. Philosophy deals with the logic (structure) of this logos. Just here and just this way does philosophy exist as logic. This logic can be called dialogical ontogo-logic (archeo-logic, noo-logic).

The article is the extract from the introduction to the not yet finish work named «Essays on the Dialogical Onto-logic».

Keywordsphilosophy, logic, dialog, thinking, being, extra-logical
Received19.10.2018
Publication date23.10.2018
Number of characters38335
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Спекулятивное введение. Онто-логический горизонт

2

Всякой мысли присуща форма. Мысль не исчерпывается формой ее сказывания, но и не скрывается в потемках души. Событие понимающей мысли не психологично, оно имеет свою логику. Между сказываемой речью и неуловимым источником мысли работает логика понятия. Она определяется двумя полюсами: определенным ответом на вопрос, что значит понять, и адресованностью, сообщимостью. Платон определяет событие мысли как беззвучный диалог души с самой собой (Софист 263е) о том, что она имеет в виду помыслить. Философия занимается логикой этого внутреннего диалога. Он развертывается между тремя, другими друг другу, «персонажами»; это: то, что имеется в виду понять, – сущее; тот, кто совершает работу понимания, – умная душа, образующаяся вместе с мыслью; тот, кому имеется в виду сказать понятое, – другой, со-общник мысли. Между тремя внелогическими пределами – бытие–ум–другой – развертывается логос мысли. Устройством этого логоса занимается философия. Тут и так она существует как логика.

3

Логическая технология мысли может быть устроена по-разному. По-разному тогда определятся и три внелогических персонажа: бытие – мыслящий человек – человек как другой. У этого различия смыслов бытия, технологий ума, вопрошающих адресатов, в свою очередь, есть логика, со-общающая и раз-личающая их. Эту логику можно назвать диалогической онто-логикой (архео-логикой, ноо-логикой).

4

Так я понимаю идею философии как логики, развивавшуюся В.С. Библером.

5

1. Intellectus artificiosus и intellectus artificis (интеллект искусный и интеллект искусственный)

6

Нет, кажется, ничего более далекого, чем то, что называют логикой профессиональные логики, и той логикой, о которой говорится в философии. Первая, говорят, формальна, вторая – наоборот – содержательна. Генеалогия первой восходит к Аристотелевой силлогистике, в ее родстве логика стоиков, схоластов, всеобщая характеристика и mathesis universalis Лейбница, «алгебра логики» Дж. Буля, «наукоучение» Б. Больцано, метаматематика... Идея этой логики (смысл логичности) – исчисление, в котором значения символов определяются их внутренними отношениями1.

7

Напротив, философская логика возводит себя чуть ли не к «логосу» Гераклита («согласно которому все происходит») и «мышлению» Парменида, со-определенному с мыслимым им бытием, она находит свои ведущие темы в диалектике Платона, в топике, аподиктике и онтологии Аристотеля, в схоластической тео-логике, в методо-логике Декарта, кауза-логике Спинозы, монадо-логике Лейбница, в трансцендентальной логике Канта, в диалектической логике Гегеля, в логике «значимости» Г. Лотце, в аксио-логике неокантианцев, в логических основаниях феноменологии Гуссерля...

8

При таком различии не будет ли здесь слово «логика» просто омонимом? Ведь идея логической («рациональной») метафизики – вовсе не алгоритмика искусственного интеллекта, а скорее уж онтологика интеллекта божественного (κόσμος νοητός платоников, томистский intellectus divinus (или mens divina2 ), intellectus archetypus Канта). Впрочем, стоит вообразить себе некую счетную машину мысли, компьютер, замкнутый на себя, без входа и выхода, для которого быть и мыслить – одно и то же, мы получим модель божественного интеллекта. Стоит вообразить полностью формализованную единую теорию универсума, и...

Number of purchasers: 0, views: 1414

Readers community rating: votes 0

1. Bibler, Vladimir S. (1997) On culture logic sides. Book of the chosen sketches (in Russian).

2. Gregorios Palamas, Triades (Russian translation).

3. Leibniz, Gottfried W., Collected Works (Russian translation).

4. St. Thomas Aquinas, Quaestiones disputatae de veritate (Russian translation 2001).

5. St. Thomas Aquinas, Summa Theologiae (Russian translation 2006).

6. Celan, Paul, Gedichte. Prosa. Briefe (Russian translation).

7. Heidegger, Martin (1976) Gesamtausgabe, Bd. 21, Vittorio Klostermann, Frankfurt am Main.

8. Luger, George (2009) Artificial Intelligence, Structures and Strategies for Complex Problem Solving 6th ed., Pearson Education, Boston (Russian translation).

9. Nancy, Jean-Luc (1992) Corpus, Paris, Métailié (Russian translation).

10. Quine, Willard Van Orman (1953) From the logical point of view. 9 Logico-Philosophical Essays, Harper & Raw Publishers, New York, Hagerstown, San Francisco, London (Russian translation).

Система Orphus

Loading...
Up