Философия как логика (К столетию со дня рождения Владимира Соломоновича Библера)

 
Код статьиS004287440001359-9-1
DOI10.31857/S004287440001359-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы130-140
Аннотация

Существо философии В.С. Библер понимает как диалогическую онто-логику, или как логику пред-полагания и взаимообоснования эпохальных форм парадоксального тождества мышления и бытия. В определенной идее тождества мышления и бытия содержится определенная логика истины, но тождество это и, следовательно, логика истины парадоксальны. Для Платона событие мысли есть молчаливая беседа души с самой собой о том, что она имеет в виду помыслить. Беседа в этом диалоге имеет место между тремя «персонажами»: тем, что имеется в виду понять, – сущим, тем, кто совершает работу понимания, – умной душой, образующейся вместе с мыслью, тем, кому предназначено высказывание о понятом, – другим, со-общником мысли. Между тремя внелогическими пределами «бытие – ум – другой» развертывается логос мысли. Логикой (устройством) этого логоса, развертывание которого происходит на протяжении всей культурной истории, занимается философия. Тут и так она существует как логика. Эту логику можно назвать диалогической онто-логикой (археологикой, ноо-логикой). Статья представляет собой извлечение из введения в неоконченную пока работу «Очерки диалогической онто-логики».

Ключевые словафилософия, логика, диалог, мышление, бытие, внелогическое
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов38335
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Спекулятивное введение. Онто-логический горизонт

2

Всякой мысли присуща форма. Мысль не исчерпывается формой ее сказывания, но и не скрывается в потемках души. Событие понимающей мысли не психологично, оно имеет свою логику. Между сказываемой речью и неуловимым источником мысли работает логика понятия. Она определяется двумя полюсами: определенным ответом на вопрос, что значит понять, и адресованностью, сообщимостью. Платон определяет событие мысли как беззвучный диалог души с самой собой (Софист 263е) о том, что она имеет в виду помыслить. Философия занимается логикой этого внутреннего диалога. Он развертывается между тремя, другими друг другу, «персонажами»; это: то, что имеется в виду понять, – сущее; тот, кто совершает работу понимания, – умная душа, образующаяся вместе с мыслью; тот, кому имеется в виду сказать понятое, – другой, со-общник мысли. Между тремя внелогическими пределами – бытие–ум–другой – развертывается логос мысли. Устройством этого логоса занимается философия. Тут и так она существует как логика.

3

Логическая технология мысли может быть устроена по-разному. По-разному тогда определятся и три внелогических персонажа: бытие – мыслящий человек – человек как другой. У этого различия смыслов бытия, технологий ума, вопрошающих адресатов, в свою очередь, есть логика, со-общающая и раз-личающая их. Эту логику можно назвать диалогической онто-логикой (архео-логикой, ноо-логикой).

4

Так я понимаю идею философии как логики, развивавшуюся В.С. Библером.

5

1. Intellectus artificiosus и intellectus artificis (интеллект искусный и интеллект искусственный)

6

Нет, кажется, ничего более далекого, чем то, что называют логикой профессиональные логики, и той логикой, о которой говорится в философии. Первая, говорят, формальна, вторая – наоборот – содержательна. Генеалогия первой восходит к Аристотелевой силлогистике, в ее родстве логика стоиков, схоластов, всеобщая характеристика и mathesis universalis Лейбница, «алгебра логики» Дж. Буля, «наукоучение» Б. Больцано, метаматематика... Идея этой логики (смысл логичности) – исчисление, в котором значения символов определяются их внутренними отношениями1.

7

Напротив, философская логика возводит себя чуть ли не к «логосу» Гераклита («согласно которому все происходит») и «мышлению» Парменида, со-определенному с мыслимым им бытием, она находит свои ведущие темы в диалектике Платона, в топике, аподиктике и онтологии Аристотеля, в схоластической тео-логике, в методо-логике Декарта, кауза-логике Спинозы, монадо-логике Лейбница, в трансцендентальной логике Канта, в диалектической логике Гегеля, в логике «значимости» Г. Лотце, в аксио-логике неокантианцев, в логических основаниях феноменологии Гуссерля...

8

При таком различии не будет ли здесь слово «логика» просто омонимом? Ведь идея логической («рациональной») метафизики – вовсе не алгоритмика искусственного интеллекта, а скорее уж онтологика интеллекта божественного (κόσμος νοητός платоников, томистский intellectus divinus (или mens divina2 ), intellectus archetypus Канта). Впрочем, стоит вообразить себе некую счетную машину мысли, компьютер, замкнутый на себя, без входа и выхода, для которого быть и мыслить – одно и то же, мы получим модель божественного интеллекта. Стоит вообразить полностью формализованную единую теорию универсума, и...

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1418

Оценка читателей: голосов 0

1. Библер 1997 – Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

2. Григорий Палама 1995 – Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.

3. Лейбниц 1984 – Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1984.

4. Фома Аквинский 2001 – Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине // Знание и традиция в истории мировой философии. Сборник статей / Н.Н Трубникова, Н.Н. Шульгин (сост.). М.: РОССПЭН, 2001. С. 207–233.

5. Фома Аквинский 2006 – Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. М.: Издатель Савин С.А., 2006.

6. Целан 2008 – Целан П. Стихотворения. Проза. Письма. М.: Ad Marginem, 2008.

7. Куайн 2010 – Куайн У. В. О. С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков. М.: Канон+: Реабилитация, 2010.

8. Люгер 2003 – Люгер Дж. Искусственный интеллект. Стратегии и методы решения сложных проблем. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2003.

9. Нанси 1999 – Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem. 1999.

10. Heidegger, Martin (1976) Gesamtausgabe, Bd. 21, Vittorio Klostermann, Frankfurt am Main.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх