Этическая мысль казахов как основа духовного возрождения страны

 
Код статьиS004287440001349-8-1
DOI10.31857/S004287440001349-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
Адрес: Казахстан
Аффилиация:
НАН РК
Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
Адрес: Казахстан
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы13-19
Аннотация

В статье анализируется процесс обновления казахской культуры, обладающей уникальным духовным содержанием и этико-эстетическими особенностями. Авторы статьи полагают, что обращение к проблемам нравственности, их осмысление и возрождение духовности казахского народа – одна из насущных задач современного Казахстана. В статье обсуждается этическое наследие блестящей плеяды казахских мыслителей, труды которых не упоминались советское время. Авторы показывают, что философская этика казахов не стояла на месте: менялся социокультурный контекст, вместе с ним менялась и развивалась философско-этическая мысль, отвечая на вызовы своего времени. Основные периоды становления и развития философского творчества казахских мыслителей были связаны с выдвижением новых принципов и идей, с помощью которых они стремились изменить судьбу своего народа в лучшую сторону. Казахская философская этика приобретает свой специфический национальный характер не в ответах, а в самой постановке вопросов, в выборе проблематики. В статье делается вывод о том, что казахские писатели-мыслители формулировали сложнейшие экзистенциальные вопросы, которые имеют значение не только для национальной традиции, но выходят далеко за ее рамки, пополняя сокровищницу мировой этической мысли.

Ключевые словаэтическая мысль, казахский народ, духовность, возрождение, нравственность, наследие, интеллектуальная культура
Получено16.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов21391
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Современные философы и ученые-гуманитарии все чаще обращаются к осмыслению нравственных проблем. И, прежде всего, потому, что в условиях глобализации очень остро встает вопрос об общезначимых моральных ценностях, о возможности формирования единого нравственного сознания человечества. Особое звучание этот вопрос приобретает и для современных философов Казахстана, по-новому пытающихся осмыслить этическую составляющую культурно-исторической традиции казахского народа. Обращение к этическому наследию казахских мыслителей имеет важнейшее значение для современного казахстанского общества и государства, испытывающего потребность в новом видении и понимании мира казахской интеллектуальной культуры как культуры, имеющей свое национальное специфическое ядро и вступающей в диалог с мировой философской мыслью. Современные казахстанские философы отчетливо осознают, что возвращение к традиционным ценностно-смысловым ориентирам и духовному наследию казахского народа становится культурно-историческим ядром формирования национального самосознания казахов и играет важнейшую роль в становлении гражданственности Республики Казахстан. Возвращение к культурно-историческим традициям казахского народа это «…не очередная дань быстроменяющейся моде, а действительная потребность мятущейся души нашего современника, вырванного из привычного уклада жизни и брошенного в сложный мир новых отношений и иных ценностей, желающего найти свой путь и осмыслить свое место в этом мире» [Барлыбаева 2014, 63].

2

Действительно, идея возвращения – одна из главных в сегодняшней интеллектуальной культуре Казахстана. Мы заново открываем для себя традиции казахской культуры, возвращаемся к духовному наследию казахских философов, поэтов, религиозных мыслителей и общественных деятелей, идеи которых долго находились в сфере умолчания. Анализ просветительского и этического наследия Машхур Жусупа Копеева (1858–1931), Шакарима (1858–1931) и других забытых мыслителей, показывает, что многие поставленные ими вопросы, а также высказанные идеи не потеряли актуальности и для современной казахстанской философии. Так, известный казахский мыслитель Абай писал: «Мудрецом или мыслителем можно назвать только того, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до сознания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду» [Абай 1993, 225]. Сказанное, безусловно, можно отнести к его последователям Шакариму (который был племянником Абая) и Машхур Жусупу Копееву, чьи идеи обогатили духовную традициию казахского народа. Моральные воззрения Шакарима и Машхур Жусупа Копеева сегодня можно назвать «…прорывом в будущее казахского народа, духовность которого сохраняет все самое лучшее, накопленное историей народа, и формирует новое, инновационное, помогающее стать активным субъектом будущего, субъектом, живущим по принципу – прежде чем изменить мир, измени себя» [Шаукенова, Нурмуратов 2016 (ред.), 431].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2315

Оценка читателей: голосов 0

1. Абай 1993 – Абай. Книга Слов. Поэма. Алматы: Ел, 1993.

2. Абдильдин, Архангельский 1983 (ред.) – Диалектика и этика / Под ред. Ж.М. Абдильдина, Л.М. Архангельского. Алма-Ата: Наука, 1983.

3. Барлыбаева 2011а – Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОН РК, 2011.

4. Барлыбаева 2011б – Барлыбаева Г.Г. Идея независимости в казахской философии // Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан. 2011. № 6. С. 7–13.

5. Барлыбаева 2014 – Барлыбаева Г.Г. Абай как выразитель духа казахского народа // Аль-Фараби. 2014. № 4 (48). С. 62–69.

6. Шаукенова, Нурмуратов 2016 (ред.) ‒ Духовный мир казахов: от аль-Фараби до Абая / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой, С.Е. Нурмуратова. Алматы: Философия, 2016.

7. Нысанбаев, Барлыбаева 2012 – Нысанбаев А.Н., Барлыбаева Г.Г. Этика как ядро казахской философской мысли // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 65‒74.

8. Орынбеков 2001 – Орынбеков М.С. Духовные основы консолидации казахов. Алматы: Аркаим, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх