Ethical Thought of Kazakh People as a Basis of the Spiritual Revival of the Country

 
PIIS004287440001349-8-1
DOI10.31857/S004287440001349-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Research Fellow
Affiliation: Institute for Philosophy, Political Science and Religion Studies CS MES RK
Address: Kazakhstan
Affiliation:
NAS RK
Institute for Philosophy, Political Science and Religion Studies CS MES RK
Address: Kazakhstan
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages13-19
Abstract

The article discusses the process of revival and renewal of the Kazakh culture, that is rich in its spiritual content and unique ethical and aesthetic originality. The authors of the article claim that the appeal to the problems of morality, their understanding and revival of spirituality of the Kazakh people is one of the urgent tasks of today. The article analyzes the ethical heritage of a brilliant pleiad of Kazakh thinkers whose works were not mentioned in the Soviet time. The authors show that the philosophical ethics of the Kazakhs has never stood in one place: the socio-cultural context was changing, with it changed and developed philosophical and ethical thought, answering the challenges of its time. All the main periods of formation and development of philosophy of Kazakh thinkers were associated with the formation of new ideas through which they hoped to change for the better the fate of their nation. Kazakh philosophical ethics, acquires its specific national character not in the answers, but in the formulation of questions, in the selection of these questions. The article concludes that the Kazakh thinkers of ethics formulated the most difficult existential questions that are important not only for the national tradition, but go far beyond it, enlarging the Treasury of the world ethical thought.

Keywordsethical thought, Kazakh people, spirituality, revival, morality, evolution, legacy, intellectual culture
Received16.10.2018
Publication date23.10.2018
Number of characters21391
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Современные философы и ученые-гуманитарии все чаще обращаются к осмыслению нравственных проблем. И, прежде всего, потому, что в условиях глобализации очень остро встает вопрос об общезначимых моральных ценностях, о возможности формирования единого нравственного сознания человечества. Особое звучание этот вопрос приобретает и для современных философов Казахстана, по-новому пытающихся осмыслить этическую составляющую культурно-исторической традиции казахского народа. Обращение к этическому наследию казахских мыслителей имеет важнейшее значение для современного казахстанского общества и государства, испытывающего потребность в новом видении и понимании мира казахской интеллектуальной культуры как культуры, имеющей свое национальное специфическое ядро и вступающей в диалог с мировой философской мыслью. Современные казахстанские философы отчетливо осознают, что возвращение к традиционным ценностно-смысловым ориентирам и духовному наследию казахского народа становится культурно-историческим ядром формирования национального самосознания казахов и играет важнейшую роль в становлении гражданственности Республики Казахстан. Возвращение к культурно-историческим традициям казахского народа это «…не очередная дань быстроменяющейся моде, а действительная потребность мятущейся души нашего современника, вырванного из привычного уклада жизни и брошенного в сложный мир новых отношений и иных ценностей, желающего найти свой путь и осмыслить свое место в этом мире» [Барлыбаева 2014, 63].

2

Действительно, идея возвращения – одна из главных в сегодняшней интеллектуальной культуре Казахстана. Мы заново открываем для себя традиции казахской культуры, возвращаемся к духовному наследию казахских философов, поэтов, религиозных мыслителей и общественных деятелей, идеи которых долго находились в сфере умолчания. Анализ просветительского и этического наследия Машхур Жусупа Копеева (1858–1931), Шакарима (1858–1931) и других забытых мыслителей, показывает, что многие поставленные ими вопросы, а также высказанные идеи не потеряли актуальности и для современной казахстанской философии. Так, известный казахский мыслитель Абай писал: «Мудрецом или мыслителем можно назвать только того, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до сознания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду» [Абай 1993, 225]. Сказанное, безусловно, можно отнести к его последователям Шакариму (который был племянником Абая) и Машхур Жусупу Копееву, чьи идеи обогатили духовную традициию казахского народа. Моральные воззрения Шакарима и Машхур Жусупа Копеева сегодня можно назвать «…прорывом в будущее казахского народа, духовность которого сохраняет все самое лучшее, накопленное историей народа, и формирует новое, инновационное, помогающее стать активным субъектом будущего, субъектом, живущим по принципу – прежде чем изменить мир, измени себя» [Шаукенова, Нурмуратов 2016 (ред.), 431].

Number of purchasers: 0, views: 2108

Readers community rating: votes 0

1. Abai, Book of Words. Poems (In Russian).

2. Abdildin, Zhabaikhan M., Arkhangel’sky, Leonid M., eds. (1983) Dialectics and ethics, Nauka, Alma-Ata (In Russian).

3. Barlybayeva, Gaukhar G. (2011a) The Evolution of Ideas in Kazakh Philosophy, K-IС IFP KN MON RK, Almaty (In Russian).

4. Barlybayeva, Gaukhar G. (2011b) ‘The Idea of Independence in Kazakh Philosophy’, Izvestiya Natsional'noy Akademii nauk Respubliki Kazakhstan, 6, pp. 7–13 (In Russian).

5. Barlybayeva, Gaukhar G. (2014) ‘Abai as a Spokesman of Kazakh People Spirit’, al'-Farabi, 48, 4, pp. 62–69 (In Russian).

6. Nyssanbayev, Abdumalik N., Barlybayeva, Gaukhar G. ‘Ethics as a Core of Kazakh Philosophical Thought’, Voprosy Filosofii, vol. 10 (2012), pp. 65‒74 (In Russian).

7. Orynbekov, Mukhanmadriyar S. (2001) The Spiritual Foundations of the Consolidation of Kazakh People, Arkaim, Almaty (In Russian).

8. Shaukenova, Zarema K., Nurmuratov, Serik Ye., eds. (2016), Spiritual World of Kazakh People: from al-Farabi to Abay, Filosofia, Almaty (In Russian).

Система Orphus

Loading...
Up