Классическая политическая философия Лео Штрауса

 
Код статьиS004287440007537-5-1
DOI10.31857/S004287440007537-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет Вэньчжоу
Адрес: Китай
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы198-203
Аннотация

По мнению Лео Штрауса, настоящая политическая философия должна строиться на фундаменте преднауки и предфилософии. Понятия преднауки и предфилософии отсылают к самой природа бытия, к непосредственному обеспечению жизни, на котором основанно естественное право – ядро всей политической философии. Философские принципы Штрауса сформировались в эпоху Веймарской республики (1919–1933). Будучи немецким евреем, выросшим на идеях кризиса, политического и богословского, Штраус начал с поиска решения еврейских проблем современности, с критики схемы либеральной ассимиляции, идеологии сионизма и просвещения. Это послужило основой глубокого философского анализа, положило начало его исследованиям политической философии Платона. Еврейский вопрос является отправной точкой научных исследований Штрауса и дает ключ к его пониманию современности. Взгляд Штрауса применим и к отношеним между традиционной китайской культурой и современной западной цивилизацией.

Ключевые словаЛео Штраус, политическая философия
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов16401
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Только восстановив веру в классическую политическую философию, человечество может выйти из кризисов современности и в итоге создать по-настоящему справедливое общество, – таково убеждение Лео Штрауса. Его понимание политической философии во многом отличается от взглядов его современников. Он не строит конкретных теорий, такаих как у Р. Нозика, Дж. Ролза, И. Берлина или Ф.А. фон Хайека. Ближе всего его подход к идеям Х. Арендт: оба они считают, что политика с точки зрения рациональности самодостаточна и в высшем смысле не может быть инструментом. Штрауса сосредоточен на философских проблемах политической жизни, важнейший его тезис, по нашему мнению, можно сформулировать так: политическая философия имеет дело с вечной природой и в известной мере сама «естественна». Истоки этой концепции можно найти в политической мысли Древней Греции.
2 Штраус старается применить учение Платона к современной ему политической ситуации. Он воспитал не одно поколение учеников в Соединенных Штатах, и по их отзывам, предстает в чем-то похожим на Сократа (изящный философский язык, неизменное внимание к этической стороне дела, поиски ответа на вопрос о благе, в том числе политическом). Политология Штрауса – не наука, а область философского знания, ибо только философия может рассматривать политику в высшем смысле. Штраус критикует современную философию и культуру с двух фундаментальных точек зрения: рационализм (начиная с Декарта и Спинозы), во-первых, исходит из недоказанных гипотез, а во-вторых, отвергает религию, что в итоге ведет не к прогрессу, а к регрессу, к «вульгарному просвещению», к отрицанию истинного значения морали как ценности. Это угрожает не только самой рациональности, но культуре в целом. По Штраусу, концепция прогресса цивилизации в корне неверна: ложная предпосылка заключается в том, что социальный прогресс может привести человечество к более высокому уровню развития. История XX в. с ее жестоким «варварством» доказала несостоятельность концепции бесконечного прогресса. Концепция прогресса основана на надеждах, которые совершенно не оправдываются, и именно поэтому абсолютная субъективность современной философии ведет к распаду классического рационализма. По словам Штрауса, не что иное, как немецкий идеализм, подкрепляет концепцию современного субъективизма: Кант – основоположник этой концепции, Гегель довел ее до крайности, а у Ницше поведение человека уже не связано ни моральными, ни политическими нормами. В результате возникают современные нигилизм и релятивизм, а также узкий историзм, представленный Вебером. С философской точки зрения субъективизм – низшая точка катастрофы человеческой рациональности.
3 В классической философии Штраус пытается найти основу – по сути, предфилософскую. Современное философское познание сконструировано искусственно, оно вторично. Современная философия не видит мир с естественной точки зрения древних философов. Ее перспектива предложена Кантом, в ней естественные, оригинальные идеи исчезают и люди видят вещи как бы во второй пещере. Первая пещера – естественная пещера Платона, а вторая – пещера культуры.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 4791

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх