Феномен военной идентичности кадет и особенности ее формирования в кадетском военном корпусе

 
Код статьиS181570410020337-5-1
DOI10.54884/S181570410020337-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель
Аффилиация: ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы66-70
Аннотация

В статье раскрывается сущность понятия «военная идентичность кадета». Автором описаны аспекты и направления формирования военной идентичности кадет в процессе обучения в кадетском военном корпусе.

Ключевые словакадетский корпус, военная идентичность, педагогические условия
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов12727
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На данный момент механизм формирования военной идентичности кадета в процессе его обучения в кадетском корпусе остается недостаточно изученным, что вызывает пристальный интерес специалистов гуманитарных научных дисциплин, в первую очередь философов, психологов, педагогов. Необходимо заметить, что, несмотря на узкодисциплинарные особенности термина «идентичность», есть большая доля условности в существовании данных «ведомственных» границ. В современной науке сложилась традиция совмещения философского и социально-гуманитарного понимания «идентичности». Произошло их взаимопроникновение и взаимовлияние. Интегрируя подходы различных дисциплин к пониманию феномена идентичности, И. В. Малыгина пишет: «Идентичность обусловлена психологической потребностью человека в упорядочивании представлений о себе и своем месте в картине мира, подсознательном стремлении к преодолению разрыва первоначального синкрезиса, к обретению тождества с окружающим миром, которое достигается в замещенных формах (языковой, религиозной, политической и другой общности) посредством интеграции в культурно-символическое пространство локальных образований» [3, с. 4].
2 Среди различных типов идентичности можно отметить, что преобладающей является идентичность, ориентированная на социальное окружение (социальная идентичность) и на уникальность проявлений человека (личностная идентичность). Военная идентичность относится, скорее, к профессиональной и гражданской (национальной, российской) видам идентичности, так как рассматривает процессы и проблемы формирования личности кадета с перспективой становления профессиональным военнослужащим Российской Федерации.
3 С точки зрения М.А. Щербакова [7], самоидентификация – это именно отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом и т.д. Например, я – кадет, я – сын, я – мужчина и т.д. Военная самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, пониманием сущности собственного «Я», с поведением в военном социуме, с проблемами личностного развития и взаимоотношений, с социальными стереотипами, которые являются своего рода мостом между личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным.
4 Феномен военной идентичности кадета состоит в том, что она является результатом самоидентификации воспитанника через многоуровневый, многокомпонентный и комплексный процесс формирования основ социальной, профессиональной, гражданской, этнической и культурной идентичностей, но с военной составляющей.
5 Формирование военной идентичности обучающегося кадетского корпуса предполагает высокую готовность его смысловых основ поведения в ситуациях приближающегося военно-профессионального будущего, осуществлении личностного самоопределения, интеграции в военное профессиональное сообщество. Формирование военной идентичности связано также с развитием рефлексии и представлений о себе как о будущем офицере Российской Федерации. Это, в свою очередь, предполагает сформированность у кадета адекватного «образа Я», в котором актуализированы гуманность, инициативность и способность действовать в трудных ситуациях. Следовательно, под военной идентичностью воспитанников кадетского корпуса следует понимать осознанное самоопределение кадет относительно Вооруженных Сил как социального института, его роли будущего офицера, его долга по защите Родины.

всего просмотров: 292

Оценка читателей: голосов 0

1. Ахмедханова С.М. Психология формирования национальной идентичности /// Молодой ученый. – 2015. - №14 (94).

2. Зверева И.И. Вклад образовательной среды и умственного развития в усвоение ценностей (на примере кадетского образования) // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-1.

3. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика: дис. … д-ра филос. наук. – М., 2005. – С. 4.

4. Мацукевич О.Ю., Герасимова И.А., Герасимов А.П. Социально-культурные традиции кадетского образования в России // Вестник МГУКИ. – 2017. – №1 (75).

5. Нурманбетова Д.Н. Архитектоника человеческой идентичности // Вопросы философии. – 2016. – №5.

6. Резинкина Л.В. Героико-патриотическое воспитание подростков как фактор формирования ответственного гражданина // Всероссийская конференция СМИ «Время знаний» «Педагогика. Современные подходы в обучении и воспитании». – Сентябрь, 2020. – edu-time.ru

7. Щербаков М.А. Модель уровней самоидентификации личности. – М., 1998.

8. Япринцева К.Л. Феномен культурной идентичности в пространстве культуры: дис. … канд. культорол. наук. – Челябинск, 2006. – С.57.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх