Young Luther and His Ninety-five Theses Part 2

 
PIIS004287440007534-2-1
DOI10.31857/S004287440007534-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: IFES RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 12
Pages145-161
Abstract

The article analyzes Martin Luther's Ninety-five Theses and their explosive success. Particular attention is paid to the activities of universities and the efforts of theological education. Analyzing the text of Theses, the author identifies two semantic layers: their exoteric component and their esoteric. In the 16th century early twenties German public opinion responded primarily to the exoteric component of Theses. Theological discussions stimulated the formation of the ideology of the All German anti-papist protest. Society came to a state of euphoria, which after the civil (Peasant) war, the brutal suppression of the peasant uprising and the exacerbation of territorial infighting, gave way to a paralyzing disappointment. In the formative years of the German Lutheran Church, its leader came close to recognizing the promulgation of Theses as a tragic mistake. However, at this historical period, the Reformation entered a new phase, declared itself as a pan-European social movement, united by a network of international contacts. The authority of Theses and all the theology of young Luther has been revived. The most relevant at that historical point were their deep, esoteric meanings.

KeywordsMartin Luther, reformation, theology, indulgences, state and church, universal priesthood, humanists, university, education
Received10.12.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters56961
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Торговля индульгенциями в немецких землях была, если угодно, последним – фарсовым – актом в позднесредневековой криминальной драме.
2 В XV веке торгашески-феодальному церковному ограблению подвергались в той или иной степени все страны Западной Европы. Однако новые монархии (например, Франция и Англия) уже создают значительные препятствия для выкачивания Римом их национальных богатств. Папская курия наседает теперь прежде всего на политически раздробленную Германию. Именно она является районом, где процветают симония и аннаты, ростовщические операции монастырей и, наконец, продажа отпущений. Мешки с золотом, говорил Ульрих фон Гуттен, подобно птицам улетают из Германии через Альпы. Продавцы искупительных грамот появляются в немецких землях в 1501 и 1504 годах. «В 1506 г. распространение индульгенций в Германии было санкционировано папой Юлием II, а затем 31 марта 1515 г. подтверждено в булле папы Льва X. Провозглашалось, что средства от продажи индульгенций предназначаются для строительства собора Св. Петра в Риме» [Голубкин 1992, 241].
3 Финансовое обеспечение этого строительства – одна из самых беспардонных акций в той Европе, которую мы обычно именуем «ренессансной и барочной». Хочется вспомнить Александра Зиновьева и назвать эту акцию одной из зияющих высот феодального коммерциализма, как церковного, так и мирского. Хитроумная сеть займов и платежей связала друг с другом: папу Льва Х, который до конца дней своих вел себя как член религиозно безразличного, порочного и авантюрного семейства Медичи; одного из представителей высшей феодальной знати Альбрехта Гогенцоллерна, которому «в неканоническом возрасте» (в 23 года) удалось за взятку (за 50000 гроссов, полученных в долг) удостоиться звания и полномочий архиепископа, и, наконец, крупнейшего позднефеодального банкира – Якоба Фуггера.
4 Зоной самого интенсивного распространения индульгенций стали территории, оказавшиеся под началом молодого, вновь назначенного архиепископа Альбрехта Бранденбургского. Заведование «священной торговлей» было поручено здесь доминиканцу Тецелю – теологу с сомнительным докторским дипломом, уже судимому однажды за финансовые махинации. При субкомиссаре Тецеле находился советник от торгового дома Фуггеров.
5 Рекламно-агитационные проповеди Тецеля, иногда завершавшиеся народным гулянием под гарнизонный военный оркестр, были теологически уязвимыми, грубыми и наглыми. Всё выглядело так, словно перед субкомиссаром была поставлена задача выболтать, выставить на показ самые неприглядные секреты торгующей церкви. У его рассудительных, нравственно требовательных слушателей должно было возникать следующее, вполне обоснованное подозрение: римская церковь желает, чтобы в ней было как можно больше грешных, порочных, даже преступных прихожан, готовых откупиться от заслуженных небесных наказаний. Генрих Гейне выразит это так: «Грех стал своеобразным источником средств для сооружения главного католического храма» [Гейне 1994, 33].

Number of purchasers: 0, views: 1405

Readers community rating: votes 0

1. Brendler, Gerhardt (1983) Martin Luther. Theologie und Revolution, DVW, Berlin.

2. Fabiunke, Gunter (1963) Martin Luther als Nationalokonom, Akademie-Verlag, Berlin.

3. Gobry, Ivan (1991) Martin Luther, La table ronde, Paris (Russian translation).

4. Golubkin, Yurii A. (1992) “For the love of truth”, Martin Luther. The time of silence has passed. Selected works 1520–1526, Oko, Kharkov (in Russian).

5. Iserloh, Ervin (1967) “Luthers Thesensanschlag. Tatsache oder Legende?“ Trierer theologische Zeitschrift, ¹70, SS. 309–321.

6. Iserloh, Ervin (1968) Luther zwischen Reform und Reformation. Der Thesenanschlag fand nicht statt, Munchen.

7. Kung, Hans (1994) Gro?e christliche Denker. Piper, Munchen (Russian translation).

8. Ludolphy, Ingetraut (1967) Die 95 Thesen Martin Luthers, Evangelische Verlagsanstalt, GmbH, Berlin.

9. Pertsev, Aleksandr V. (2007) Why Europe is not Russia? Uralskii rabochii, Ekaterinburg (in Russian).

10. Philosophy of the early bourgeois revolutions (1983), Oizerman, Teodor (Hg.), Nauka, Moskow (in Russian).

11. Skinner, Quentin (1978) The Foundations of Modern Political Thought, Vol. 2: The Age of Reformation, Cambridge University Press, Cambridge (Russian translation).

12. Soloviev, Erich Yu. (1974) “Theories of social contract and Kant's moral justification of law”, Kant's Philosophy and modernity, Mysl, Moscow, pp. 184–235 (in Russian).

13. Soloviev, Erich Yu. (2018) “Young Luther and His Ninety-five Theses. Part 1”, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2018), pp. 94–110 (in Russian).

14. Zschabitz, Gerhard (1967) Martin Luther. Grosse und Grenze, Teil 1 (1483 – 1526), DVW, Berlin.

Система Orphus

Loading...
Up