Молодой Лютер и его Виттенбергские тезисы Часть вторая

 
Код статьиS004287440007534-2-1
DOI10.31857/S004287440007534-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы145-161
Аннотация

В статье анализируются Виттенбергские тезисы Мартина Лютера и их взрывной успех. Особое внимание уделено активности университетов и усилиям теологического просвещения. Анализируя текст Тезисов, автор выделяет два смысловых слоя: их экзотерическую составляющую и их эзотерию. В начале 20-х гг. XVIв. общественное мнение Германии откликнулось прежде всего на экзотерическую составляющую Тезисов. Теологические дискуссии стимулировали формирование идеологии общегерманского антипапистского протеста. Общество пришло в состояние эйфории, которая после гражданской («Крестьянской») войны, жестокого подавления крестьянского восстания и обострения территориальной междоусобицы, сменилась парализующим разочарованием. В годы становления немецкой лютеранской церкви её лидер был близок к тому, чтобы признать обнародование Тезисов трагической ошибкой. Однако в этот же исторический период Реформация вступает в новую фазу, заявляет о себе как общеевропейское общественное движение, скреплённое сетью международных контактов. Авторитет Тезисов и всей теологии молодого Лютера возрождается. При этом наиболее актуальными оказываются их глубинные, эзотерические смыслы.

Ключевые словаМартин Лютер, Реформация, теология, индульгенции, правомочия государства и церкви, всеобщее священство, гуманисты, университет, просвещение
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов56961
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Торговля индульгенциями в немецких землях была, если угодно, последним – фарсовым – актом в позднесредневековой криминальной драме.
2 В XV веке торгашески-феодальному церковному ограблению подвергались в той или иной степени все страны Западной Европы. Однако новые монархии (например, Франция и Англия) уже создают значительные препятствия для выкачивания Римом их национальных богатств. Папская курия наседает теперь прежде всего на политически раздробленную Германию. Именно она является районом, где процветают симония и аннаты, ростовщические операции монастырей и, наконец, продажа отпущений. Мешки с золотом, говорил Ульрих фон Гуттен, подобно птицам улетают из Германии через Альпы. Продавцы искупительных грамот появляются в немецких землях в 1501 и 1504 годах. «В 1506 г. распространение индульгенций в Германии было санкционировано папой Юлием II, а затем 31 марта 1515 г. подтверждено в булле папы Льва X. Провозглашалось, что средства от продажи индульгенций предназначаются для строительства собора Св. Петра в Риме» [Голубкин 1992, 241].
3 Финансовое обеспечение этого строительства – одна из самых беспардонных акций в той Европе, которую мы обычно именуем «ренессансной и барочной». Хочется вспомнить Александра Зиновьева и назвать эту акцию одной из зияющих высот феодального коммерциализма, как церковного, так и мирского. Хитроумная сеть займов и платежей связала друг с другом: папу Льва Х, который до конца дней своих вел себя как член религиозно безразличного, порочного и авантюрного семейства Медичи; одного из представителей высшей феодальной знати Альбрехта Гогенцоллерна, которому «в неканоническом возрасте» (в 23 года) удалось за взятку (за 50000 гроссов, полученных в долг) удостоиться звания и полномочий архиепископа, и, наконец, крупнейшего позднефеодального банкира – Якоба Фуггера.
4 Зоной самого интенсивного распространения индульгенций стали территории, оказавшиеся под началом молодого, вновь назначенного архиепископа Альбрехта Бранденбургского. Заведование «священной торговлей» было поручено здесь доминиканцу Тецелю – теологу с сомнительным докторским дипломом, уже судимому однажды за финансовые махинации. При субкомиссаре Тецеле находился советник от торгового дома Фуггеров.
5 Рекламно-агитационные проповеди Тецеля, иногда завершавшиеся народным гулянием под гарнизонный военный оркестр, были теологически уязвимыми, грубыми и наглыми. Всё выглядело так, словно перед субкомиссаром была поставлена задача выболтать, выставить на показ самые неприглядные секреты торгующей церкви. У его рассудительных, нравственно требовательных слушателей должно было возникать следующее, вполне обоснованное подозрение: римская церковь желает, чтобы в ней было как можно больше грешных, порочных, даже преступных прихожан, готовых откупиться от заслуженных небесных наказаний. Генрих Гейне выразит это так: «Грех стал своеобразным источником средств для сооружения главного католического храма» [Гейне 1994, 33].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1598

Оценка читателей: голосов 0

1. Brendler, Gerhardt (1983) Martin Luther. Theologie und Revolution, DVW, Berlin.

2. Fabiunke, Gunter (1963) Martin Luther als Nationalokonom, Akademie-Verlag, Berlin.

3. Gobry, Ivan (1991) Martin Luther, La table ronde, Paris (Russian translation).

4. Golubkin, Yurii A. (1992) УFor the love of truthФ, Martin Luther. The time of silence has passed. Selected works 1520Ц1526, Oko, Kharkov (in Russian).

5. Iserloh, Ervin (1967) УLuthers Thesensanschlag. Tatsache oder Legende?У Trierer theologische Zeitschrift, є70, SS. 309Ц321.

6. Iserloh, Ervin (1968) Luther zwischen Reform und Reformation. Der Thesenanschlag fand nicht statt, Munchen.

7. Kung, Hans (1994) Gro?e christliche Denker. Piper, Munchen (Russian translation).

8. Ludolphy, Ingetraut (1967) Die 95 Thesen Martin Luthers, Evangelische Verlagsanstalt, GmbH, Berlin.

9. Pertsev, Aleksandr V. (2007) Why Europe is not Russia? Uralskii rabochii, Ekaterinburg (in Russian).

10. Philosophy of the early bourgeois revolutions (1983), Oizerman, Teodor (Hg.), Nauka, Moskow (in Russian).

11. Skinner, Quentin (1978) The Foundations of Modern Political Thought, Vol. 2: The Age of Reformation, Cambridge University Press, Cambridge (Russian translation).

12. Soloviev, Erich Yu. (1974) УTheories of social contract and Kant's moral justification of lawФ, Kant's Philosophy and modernity, Mysl, Moscow, pp. 184Ц235 (in Russian).

13. Soloviev, Erich Yu. (2018) УYoung Luther and His Ninety-five Theses. Part 1Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2018), pp. 94Ц110 (in Russian).

14. Zschabitz, Gerhard (1967) Martin Luther. Grosse und Grenze, Teil 1 (1483 Ц 1526), DVW, Berlin.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх