Ethnopolitical Conflicts in Transit Time as Moral and Psychological Phenomenon (Attempts of Diagnosis and Treatment)

 
PIIS086904990009195-6-1
DOI10.31857/S086904990009195-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor Of the national research University “Higher school of Economics”
Affiliation: National research University “Higher school of Economics”
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 2
Pages94-107
Abstract

The article observing psychoanalytic and other psychological approaches to description and overcoming ethnopolitical conflicts in Russia and other post-Soviet countries. The materials of the International Dialogue Initiative group and the scientific works of its members are used broudly. The notion of psychological trauma and phenomenon of post-traumatic syndrome, inherent in transit societies, are considered in details. National anmity is subject on analysis through the psychoanalytic concept of “chosen trauma”. The special attention is paid to the issues of psychological treatment aspects of ethnical traumas. Relation to former war as to common trauma, but mourned and buried trauma, might helpful for adaptive transformation of it in the public consciousness and reconciliation between former enemies, in the end. The conception of essential human need to have both enemies and allies, elaborated by outstanding psychoanalyst Vamik Volkan, is one of the key factors for it.

KeywordsPsychoanalysis, history, psychological trauma, post-traumatic syndrome, national enmity, historical fault, war, conciliation, allies
Received15.04.2020
Publication date27.04.2020
Number of characters42807
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Мысль о неудобстве и даже опасности “интересного времени” для повседневной жизни обычных людей идет еще от Конфуция. Она многократно воспроизводилась в разных версиях, особенно применительно к ХХ в. (Лично я с ней не вполне согласен, но к теме статьи это отношения не имеет.) И она вдвойне справедлива для периодов транзита, через который на рубеже тысячелетий проходили, а в психологическом плане во многом проходят и до сих пор посткоммунистические общества Восточной Европы и Россия. В этом контексте в статье предполагается обсудить морально-психологические аспекты межэтнических конфликтов и коллизий данного времени и места1. 1. В этой статье я сознательно самоограничиваюсь лишь одним из подходов к данной проблематике с вытекающей из него исследовательской логикой. Из других, на мой взгляд, самого серьезного внимания заслуживают работы Э. Паина С. Федюнина, (см., например, [Паин, Федюнин 2017; Паин 2009]).
2 Россия тут, разумеется, главный объект. В данном случае я не счел нужным разделять моральные и психологические факторы в силу их тесного переплетения. В плане методологическом я буду опираться здесь прежде всего на идеи и подходы психоаналитические, выработанные в течение ряда лет международной и междисциплинарной группой исследователей International Dialogue Initiative (IDI). О ней, в качестве предисловия к последующему, следует сказать особо.
3 Группа была образована в 2007 г. по инициативе ведущего американского психоаналитика, “живого классика”, урожденного турка-киприота В. Волкана2. Он привлек к сотрудничеству несколько американских коллег, в том числе Ф. Очберга, Дж. Фромма, Э. Шапиро, британского психиатра, члена Палаты лордов Дж. Олдердайса, израильского психотерапевта Р. Фридмана, турецкого психолога К. Севика и политолога Д. Арибоган, иранского эмигранта, экономиста и широкого плана бизнес-консультанта Б. Хаджепура и несколько других исследователей. Из россиян в группу вошли автор статьи и культуролог А. Голубовский. Постепенно она несколько расширилась, и сейчас, наряду с несколькими мирового класса учеными, специализирующихся в сфере психологии и сопряженных с ней областях, в нее входят политические консультанты и практики. Национальный состав группы – граждане США, Великобритании, Германии, Израиля, России, Турции, Ирана, Палестины, Польши. Мы встречаемся в ежегодном режиме и постоянно контактируем в интернете. 2. Его еще называют Леонардо да Винчи психотерапии и психоанализа. Он был советником ряда глав государств и политических лидеров при подготовке важнейших и вошедших в политическую историю соглашений между сторонами конфликтов.
4 Избегну соблазна перечислять научные достижения и политические заслуги членов организации: это заняло бы не одну страницу. Желающих узнать больше отсылаю к нашему сайту: www.internationaldialogueinitiative. com/about-us/ . Скажу лишь, что это сообщество уникально по своему составу и интеллектуальному вкладу в различные социальные науки и практику (прежде всего, но не исключительно) в области психологии. А некоторые ее “отцы-основатели” также сыграли важную роль в практическом разрешении таких сложнейших конфликтов, как израильско-египетский и межконфессиональный североирландский. И наша работа в данном сообществе – серьезный интеллектуальный вызов для каждого ее участника, даже если он, как в моем случае, не полностью разделяет психоаналитический взгляд на человека и его поведение.

Number of purchasers: 0, views: 715

Readers community rating: votes 0

1. Baum G. (2015) Spasti prava grazddan. [Save civil rights]. Moscow: Fond Fridrikha Naumana

2. Covington C. (2017) Everyday Evils. A Psychoanalitic View of Evil and Morality. London: Routledge.

3. Etkind A.(2016) Krivoe gore. Pamyt’ o nepogrebennykh. [Warped Mourning. Stories of the Undead in the Land of Unburied]. Moscow: NLO.

4. Ferro M. (1992) Kak rasskazyvayut istoriyu detyam v raznykh stranakh mira [How history telling children in different countries]. Moscow: Vyshaya shkola.

5. Fucuyama F. (2019) Identichnost'. Stremlenie k priznaniu i politica nepriyatiya [Identity. The demand for dignity and the politic of resentment]. Moscow: Albina Publisher.

6. Inglehart R. (2018) Kul’turnaya evolyutsiya [Cultural Evolution] Moscow: Mysl’.

7. Kalibas S. (2019 Logika nasiliya v grazhdanskoy voyne [Logics of violence in civil war]. Moscow: Pyatyy Rim.

8. Kovalev S. (1999) Pragmatika politicheskogo idealizma [Pragmatics of political idealism]. Moscow: Institute of Human Rights.

9. Obolonsky A. (2018) Liberal’naya i byurikraticheskaya mental’nost’ i rossiyskaya transformatsiya kontsa XX – nachala XXI veka [Liberal vs. bureaucratic mentalities and the Russian transformation in the end of the late 20th and in the early 21st century]. Obshchesvennye nauki i sovremennost’, no. 4, pp. 47–57.

10. Obolonsky A. (2016) Politicheskiy tsynizm: kontsept, praktika, al’ternativa [Political cynicism: concept, practice, alternative] Obshchesvennye nauki i sovremennost’, no. 2, pp. 73–81.

11. Ochberg F. (1988) Post-traumtic Therapy and Victims of Violence. New York: Brunner/ Mozel.

12. Pain E.A. (2009) Rasputitsa: politicheskie razmyshleniya o predopredelennosti puti Rossii [Rasputitsa: politic reflections on the predetermined path of Russia]. Moscow: ROSSPEN.

13. Pain E.A, Fedyunin S.Yu. (2017) Natsiya i democratiya: perspectivy upravleniya kul'turnym raznoobrasiem [Nation and democracy: perspectives for managing cultural diversity]. Moscow: Mysl'.

14. Prinuditel’ny trud v Tret’em reykhe (2018) [Compulsive Labour in the 3rd Raikh]. Moscow: Post Bellum. International Memorial.

15. Ricks T. (2019) Churchill and Orwell. The Fight for Freedom. Moscow: AIF.

16. Travin D. (2018) “Osoby put’” Rossii: ot Dostoevskogo do Konchalovskogo [“Special path of Russia: from Dostoevsky till Konchalovsky]. St.-Petersburg: European University in SPb.

17. Volcan V. (2013) Enemies on the Coach: a plyshopolitical journey through war and peace. Pincstore Press. North Carolina: Durham.

18. Volkan V. (1988) The Need to Have Enemies and Allies. From Clinical Practice to Inrernational Relations. New Jersey: Jaron Aronson Inc.

19. Yurchak A. (2019) Eto bylo navsegda, poka ne konchilos:` poslednee sovetskoe pokolenie [Everything Was Forever Until It Was No More: the Last Soviet Generation]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

20. Zimbardo Ph. (2013) Effekt Liutcifera. Pochemu horoshie liudi prevrashchaiutsia v zlodeev [The Lucifer Effect. Understanding How Good People Turn to Evil]. Moscow: ATF.

Система Orphus

Loading...
Up