«…Пожить в смерти и вернуться» О художественной философии Андрея Платонова

 
Код статьиS004287440007524-1-1
DOI10.31857/S004287440007524-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы52-63
Аннотация

Философско-художественное творчество Андрея Платонова двадцатых – первой половины тридцатых гг. не может быть адекватно понято вне культурного и вне исторического контекста. Особенностью такового было превращение европейского марксизма в его российский вариант – большевизм, и это нашло выражение в уничтожении частной собственности вместе с ее носителями; в превращение демократического правления в самодержавие; в насильственном объединении мелких аграрных производителей в целях форсированного индустриального развития для решения задач обороны и поддержки будущей мировой революции.

Работая в условиях цензуры и со сталинским ярлыком «мерзавец», Платонов должен был находить скрытые способы адекватной реакции и оценки действительности. Таковыми стали формы философско-художественного анализа: от простых, непосредственных высказываний о событиях или героях, до сложных – соединения сюжетов с разными смыслами, в результате чего происходило их взаимное усиление и возникновение нового смысла. Невнимание читателей и исследователей к этим формам платоновского анализа делает его текст «закрытым» или неверно интерпретируемым.

Проза Андрея Платонова философична. И понять ее можно, лишь представив жизненную цель писателя. Думаю, что подобно своему герою, рыбаку с озера Мутево, Платонов хотел понять современный ему российский тектонический сдвиг, «пожить в смерти и вернуться», чтобы рассказать народу о виденном и, тем самым, дать ему возможность самому, как народу джан, решать – жить оседло или кочевать по пустыне.

Ключевые словаАндрей Платонов философия, литература, история, человек, общество, сознание, любовь, смерть, отражение, интерпретация, смысл, ирония
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов37480
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Выбор предметом рассмотрения проблемы философско-художественного представления и анализа действительности в текстах Андрея Платонова на материале его произведений 20-х – первой половины 30-х гг. определяется рядом причин. Отмечу главные. Первая и основная состоит в том, что Платонов как писатель-мыслитель ориентирован на фундаментальные вопросы человеческого бытия, масштабен в исканиях, глубок в прозрениях, адекватно сопричастен эпохе. Его предмет – не феномены, а ноумены. Среди произведений этого периода, на материале которых может быть раскрыта природа российского общества, кроме ранних рассказов, выделю основные, на мой взгляд, романы и повести «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан».
2 Андрей Платонов – свидетель, который прозревал развитие и заключительный этап генезиса большевизма как социально-экономического уклада. Его начало было положено в 1917 г., а завершение состоялось спустя двадцать лет, в 1937 г. – финалом коллективизации, полным разгромом всех оппозиций и пиком репрессий. В этот период европейский марксизм был окончательно преобразован в марксизм ленинско-сталинский. За два десятилетия большевизм в своей эволюции прошел начальный этап «бури и натиска» – политику «военного коммунизма», попытку немедленного и непосредственного уничтожения капитализма и создания на освободившемся месте «коммунистического производства и распределения». Далее уклад вынужденно допустил «новую экономическую политику» – временное отступление, смысл которого состоял в том, чтобы, как однажды образно выразился Ленин, «сделать веревку подлиннее, отпустить посвободнее, не разрывая совсем» [Ленин 1970, 372]. Затем наступил черед коллективизации. С конца 20-х гг. с целью защиты создаваемого строя, а также, если возникнет возможность, то и для воплощения в жизнь идеи мировой революции, жертвенным ресурсом для превращения аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную было избрано загнанное в колхозы отечественное крестьянство. Следующим шагом, параллельно с началом индустриализации, стало создание ГУЛАГа. Одновременно в течение двадцатилетия шел процесс демонтажа партийной демократии и создания на ее месте административно-бюрократической системы самодержавного типа. Венчал преобразования процесс переформатирования общественной памяти и укоренения в общественном сознании идеологии сталинизма, с ее главными императивами: «воля вождя – воля народа» и «цель оправдывает средства». Все это составляло совокупность условий и обстоятельств личной и писательской жизни Андрея Платонова, которые он критически осмысливал и отражал своими текстами.
3 Случилось, однако, так, что уже в самом начале коллективизации хорошо знавший российскую деревню Платонов неосторожно и в ироническом ключе высказался относительно ее условий и организационных форм. Рассказ «Усомнившийся Макар» стал известен Сталину, назван «кулацкой хроникой» и ее автор, как сообщается, поучил клеймо «мерзавец», «негодяй», «гад» [Варламов 2011, 223–224]. Именно поэтому, практически до конца жизни писатель был лишен возможности печататься, и его основные крупные произведения стали доступны отечественному читателю лишь в конце 80-х гг.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 1499

Оценка читателей: голосов 0

1. Aleshin, Albert I. (2015) Reflection on the Phenomenon of Russian Cosmism, Voprosy Filosofii, 2015, Vol. 4, pp. 79Ц92 (in Russian).

2. Andrey Platonov in Memories of Friends and Colleague, .(2004), Im Werden Verlag, Munchen (in Russian)

3. Berelovitch, Alexis, Danilov, Victor (2000Ц2012) Les Compagne Sovietiques vues pur la TchekaЦO.G.P.U. 1918Ц1939. Documents et Materiaux. 4 Tomes, ed. A. Berelovich, V.Danilov, ROSSPEN, Moscow (in Russian).

4. Epstein, Mikhail N. (2015) The Irony of the Ideal Parodoxes of Russian Literature, Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow (in Russian).

5. Lectorsky, Vladislav A. Philosophy and the Literature: Problems of Mutual Relations, Voprosy Filosofii, 2009, Vol. 9. pp. 56 Ц96 (in Russian).

6. Nickolsky, Sergey A. (2018) Russian philosophy of history and literature, Voprosy Filosofii, Vol. 10, pp. 116Ц127 (in Russian).

7. Nickolsky, Sergey A. (1990) The Power and the Land. The Chronicle of the Approval of the bureaucracy in the village after October 1917, Agropromizdat, Moscow, (in Russian).

8. Porus, Vladimir N. (2016) What Does It Mean to лUnderstand╗ a Literary Text? Voprosy Filosofii, Vol. 7. pp. 84 Ц 96 (in Russian).

9. Varlamov A. (2011) Andrey Platonov, Molodaya gvardiya, Moscow In Russian.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх