Корни и тренды японских теорий международных отношений

 
Код статьиS013122270010246-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-5-73-83
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №5
Страницы73-83
Аннотация

Исследовательская задача данной статьи – с помощью историко-генетического метода приблизиться к пониманию истоков и нынешнего ландшафта японской теоретической мысли в международных отношениях, объяснении, в чем ее культурная, историческая и политическая обусловленность. Практическое значение имеет анализ дискуссии японских международников о превращении Японии в "обычную страну", за которым стоит перспектива отказа от "мирной" 9 статьи японской Конституции и пацифистской идентичности японской нации. Автор делает вывод, что самый заметный вклад японских политологов в мировую политическую науку – это творческая трансформация и обогащение западных концептов незападными подходами к мироустройству.

Ключевые словатеории международных отношений, Япония, Россия, традиции, 9 статья японской Конституции
Получено14.04.2020
Дата публикации16.04.2020
Кол-во символов38632
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вопросы миропорядка, суверенитета, норм международного права, культурного влияния, субъектности в мировых политических процессах и прежде всего проблема места Японии в регионе и в мире – вся эта ключевая тематика современных теорий международных отношений (ТМО)1 присутствовала еще в трактатах японских мыслителей времен "открытия Японии" в середине 1850-х годов и последовавшей эпохи Мэйдзи (1868–1912). Вопреки европейскому мифу об изначальной самоизоляции Японии, Страна восходящего солнца искони рассматривала себя как неразрывная часть восточной Ойкумены, центром которого считался Китай, хотя многие уточняют, что политическая культура Японии выступала как "островная" модификация китайского прототипа, а связующим звеном была Корея, что и объединяет регион в единый комплекс [1, p. 7]. 1. Некоторые идеи этой статьи, а также ряд цитат будут использованы в главе, подготовленной автором для учебного пособия, выход которого планируется осенью 2020 г.: Незападные теории международных отношений. Азиатские, африканские и латиноамериканские концепции мироустройства. Под ред. Н.С. Кирабаева, Д.А. Дегтерева, Е.Н. Грачикова. Москва, Аспект Пресс, 2020.
2

ДВА ЛИКА ЗАПАДА В ЯПОНСКОМ РАКРУРСЕ

3 Характер японских ТМО определила способность теоретической мысли страны легко совмещать разнородные взгляды на мироустройство. Периферийный статус Японских островов, растянувшихся на окраине мощных цивилизаций, способствовал слаженному сочетанию исконно японских обычаев с усвоением инноваций – вначале из Индии, Китая и Кореи, затем из Европы и США. Политолог Симидзу Косукэ считает, что сегодня академическая дисциплина "международные отношения" и вообще незападные ТМО находятся под сильным влиянием этого тренда [2].
4 С момента, когда Запад нарушил стабильность в треугольнике Китай–Корея–Япония, он стал для Страны восходящего солнца главной референтной структурой вместо Китая. Сразу возникла конкуренция между двумя линиями – дистанцирования от Запада и тяготения к нему, определяющая японский дискурс и сегодня. Пик противостояния между "западниками" и "японофилами" обозначился в интеллектуальной среде общества накануне консервативной революции Мэйдзи и в последовавшую за ней эпоху Мэйдзи, когда о себе громко заявила группа "западников", которых называли также просветителями. Развитие Японии (и всех стран) им виделось в русле универсального западного пути. Им противостояли почвенники-японофилы. Причем радикалы обвиняли западную "варварскую" культуру во всех бедах, а более умеренные хотели видеть многополярный мир, объединявший автономные "национальные сущности", считали, что реформы все же нужны, но – резонирующие с национальной спецификой.
5 Мыслитель Сакума Сёдзан2 (1811–1864) выдвинул принцип суверенитета с опорой на лозунг вакон ёсай ("японский дух – ученость европейская"), заложив краеугольный камень в фундамент национальных ТМО. Сейчас его назвали бы первым японским реалистом, поскольку он сформулировал восемь базовых принципов, которые вкупе обеспечивали неприступность страны. Они включали: строительство крепостей для отражения потенциальных вражеских атак, сооружение кораблей военно-морского флота, постижение военной стратегии Запада, воспитание "сыновней почтительности в простом люде", а также крайне важный для Японии принцип сплоченности [3, p. 123]. В 1866 г. Ёкои Сёнан предложил "толковать пути Яо, Шуня (совершенномудрых императоров. – Прим. С.Ч.) и Конфуция и осваивать тайны западной техники" во имя триумфа "великой справедливости на четырех морях" [4, p. 467]. 2. Здесь и далее японские собственные имена приводятся в соответствии с традицией (сначала фамилия, потом имя) и в принятой в российском японоведении транскрипции Поливанова.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1197

Оценка читателей: голосов 0

1. Ogura K. Japan's Asian Diplomacy. A Legacy of Two Millennia, Tokyo, International House of Japan, 2015. 231 p.

2. Shimizu K. Materializing the ‘non-Western’: two stories of Japanese philosophers on culture and politics in the inter-war period. Cambridge Review of International Affairs, 2014, vol. 28, no. 1, pp. 3-20. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/09557571.2014.889083 (accessed 05.02.2020).

3. 佐久間象山, 「海防論」 『日本の名著』第30巻, 東京, 中央公論社、1984年、頁111-187. [Sakuma S. Theory of Maritime Defense. Masterpieces of Japan, vol. 30. Tokyo, Chuokoron-Shinsha, 1984, pp. 111-187 (In Jap.)]

4. 横井小楠,「大義を世界に」『日本の名著』第30巻, 東京, 中央公論社、1984年、頁443-505. [Yokoi S. Great justice to the world. Masterpieces of Japan, vol. 30. Tokyo, Chuokoron-Shinsha, 1984, pp. 443-505 (In Jap.)]

5. 陸羯南 「国際論」『日本の名著』第37巻, 東京, 中央公論社、1984年、頁173-228. [Kuga K. International Theory. Masterpieces of Japan, vol. 37. Tokyo, Chuokoron-Shinsha, pp. 173-228 (In Jap.)]

6. 加藤弘之, 「隣草」『日本の名著』第34巻, 東京, 中央公論社、1984年、頁 37-327. [Kato H. Notes on the Neighbor. Masterpieces of Japan, vol. 34. Tokyo, Chuokoron-Shinsha, 1984, pp. 37-327 (In Jap.)]

7. Penas-Ibáñez B., Manabe A., eds. Cultural Hybrids of (Post) Modernism. Japanese and Western Literature, Art and Philosophy. Bern, Peter Lang, 2017. 240 р.

8. Ikeda J. Japanese Vision of International Society. Is There a Japanese IR? Seeking an Academic Bridge through Japan’s History of International Relations. Research Series 5. Afrasian Centre for Peace and Development Studies, Kyoto, Ryukoku University, 2008, pp. 5-28.

9. Inoguchi T. Are there any theories of international relations in Japan? International Relations of the Asia-Pacific, 2007, vol. 7, no. 3, pp. 369-390. DOI:10.1093/irap/lcm015

10. 西田幾多郎,「 国際新秩序の原理」,『西田幾多郎全集』第12巻、東京, 中央公論社、1950年. [Nishida Kitaro Zenso (Complete Works of Nishida Kitaro), vol. 12. Tokyo, Chuokoron-Shinsha, 1950 (In Jap.)] Available at: https://archive.org/details/aozorabunko_03668/page/ (accessed 01.03.2020).

11. Davis B., Schroeder B., Wirth J.M., eds. Japanese and Continental Philosophy. Conversations with the Kyoto School. Bloomington and Indianapolis, Indianа University Press, 2011. 331 p.

12. Карелова Л.Б. Ключевые мировоззренческие проблемы в японской философии ХХ века (Историко-философские очерки). Москва, ИФ РАН, 2017. 126 с. [Karelova L.B. Klyuchevye mirovozzrencheskie problemy v yaponskoi filosofii XX veka (Istoriko-filosofskie ocherki) [Key Worldview Problems in Japanese Philosophy in the Twentieth Century (Historical and Philosophical Essays)]. Moscow, Institute of Philosophy RAS, 2017. 126 p.]

13. Dilworth D.A., Viglielmo V.H., Maraldo J.C., eds. Sourcebook for modern Japanese philosophy. Selected documents. Westport, Greenwood Press, 1998. 1340 p.

14. 戸坂潤,「世界の一環としての日本」『戸坂潤全集』第5巻 、東京, 勁草書房、1967年、226頁. [Tosaka J. Japan as a Part of the World. vol. 5. Tokyo, Keiso Shobo, 1967. 226 p. (In Jap.)]

15. Iriye А. Japan and the Wider World. From Mid-Nineteenth Century to the Present. London, Longman, 1997. 213 p.

16. Complicit Exoticism: Japan and Its Others. Continuum: The Australian Journal of Media and Culture. 1994, vol. 8, no. 2, pp. 1-25.

17. 吉川直人, 野口和彦 編『国際関係理論』東京, 勁草書房, 2011年, 372頁. [Yoshikawa N., Noguchi K., eds. Theory of International Relations. Tokyo, Keiso Shobo, 2011. 372 p. (In Jap.)]

18. Торкунов А.В. Вызовы социогуманитарной науке в России. Полис. Политические исследования. 2018, № 5, сс. 8-16. [Torkunov A.V. Vyzovy sotsiogumanitarnoi nauke v Rossii [Challenges to Social and Human Sciences in Russia]. Polis. Political Studies, 2018, no. 5, pp. 8-16.] DOI:https://doi.org/10.17976/jpps/2019.05.02

19. Чугров С.В. Мягкое притяжение Японии. Полис. Политические исследования, 2015, № 6, сс. 53-67. [Chugrov S.V. Myagkoe prityazhenie Yaponii [Soft attraction of Japan]. Polis. Political Studies, 2015, no. 6, pp. 53-67.] DOI:10.17976/jpps/2015.06.08

20. Iwabuchi K. Japanese popular culture and postcolonial desire for "Asia". Popular Culture, Globalisation and Japan. Allen M., Sakamoto R., eds. London, New York, Taylor & Francis Group, 2006, pp.15-35.

21. Katsumata H. Japanese popular culture in East Asia: a new insight interregional community building. International Relations of the Asia-Pacific, 2012, vol. 12, no. 1, pp. 133-160.

22. Miyaoka I. Japan's conciliation with the United States in climate change negotiations. International Relations of the Asia-Pacific, February 2004, vol. 4, no. 1, pp. 73-96. DOI:10.1093/irap/4.1.73

23. Shibuya E. The Kyoto Protocol from Formulation to Ratification: Japan’s Role in International Climate Negotiations. Norms, Interests, and Power in Japanese Foreign Policy. Sato Yo., Hirata K., eds. New York, Palgrave Macmillan, 2008, pp. 211-231. DOI:https://doi.org/10.1057/9780230615809_10

24. Стрельцов Д.В. Япония как "зеленая сверхдержава". Москва, МГИМО-Университет, 2012. 212 c. [Strel'tsov D.V. Yaponiya kak "zelenaya sverkhderzhava". [Japan as a "green superpower"]. Moscow, MGIMO-University, 2012. 212 p.]

25. Inada J. Japan’s Aid Diplomacy: Economic, Political or Strategic? The International Relations of Japan. London, MacMillan, 1990, pp. 100-120.

26. Yasutomo D.T. The New Multilateralism in Japan's Foreign Policy. New York, St. Martin's Press, 1995. 230 p.

27. Yasutomo D.T. The Manner of Giving: Strategic Aid and Japanese Foreign Policy. Lexington, Lexington books, 1986. 147 p.

28. Yasutomo D.T. Why Aid? Japan as an "Aid Great Power". Pacific Affairs, Winter 1989–1990, vol. 62, no. 4, pp. 490-503.

29. Hirano K. TICAD and the National Interest of Japan. Japanese Studies, September 2012, vol. 32, no. 2, pp.183-199.

30. Sakamoto H. Globalization of Bioethics as an Intercultural Social Tuning Technology. East Asian Culture Seminar “Globalization and East Asian Culture. East-West Center, Honolulu, Hawaii, Tokyo, University Research Center, Nihon University. 2003, pp. 11-18.

31. Чугров С.В., Карелова Л.Б. Глобализация: японские интерпретации социокультурных процессов. Вопросы философии, 13.08.2009. [Chugrov S.V., Karelova L.B. Globalizatsiya: yaponskie interpretatsii sotsiokul'turnykh protsessov [Globalization: Japanese interpretations of sociocultural processes]. Voprosy filosofii, 13.08.2009.] Available at: http://vphil.ru/index.php?id=52&option=com_content&task=view (accessed 01.03.2020).

32. Third Dimension? Is There a Japanese IR? Seeking an Academic Bridge through Japan’s History of International Relations. Research Series 5. Afrasian Centre for Peace and Development Studies. Kyoto, Ryukoku University, 2008, pp. 69-83.

33. Uesugi Yu., ed. Hybrid Peacebuilding in Asia. Tokyo, Palgrave Macmillan, 2020. 156 p. DOI:10.1007/978-3-030-18865-8

34. Симотомаи Н. Ким Ир Сен и Кремль: Северная Корея эпохи холодной войны (1945–1961 гг.) Москва, МГИМО-Университет, 2009. 332 с. [Shimotomai N. Kim Il Sung i Kreml': Severnaya Koreya epokhi kholodnoi voiny (1945–1961) [Kim Il Sung and the Kremlin: North Korea in Cold War era (1945–1961)]. Moscow, MGIMO-University, 2009. 332 p.]

35. 下斗米信夫,神と革命, 東京, 千曲書房,2017年384頁。[Shimotomai N. Gods and Revolution. Tokyo, Chikuma Publishers, 2017. 384 p. (In Jap.)]

36. Anno T. National Identity and Great-Power Status in 2017Russia and Japan. Non-Western Challengers to the Liberal International Order. Oxon – New York, Routledge, 2019. 200 p.

37. Tanaka A. Japan in Asia Post-Cold-War Diplomacy. Tokyo, JPIC, 2017. 464 p.

38. Tanaka A. The New Middle Ages: The World System in the 21st Century, Tokyo, International House of Japan, 2002. 264 p.

39. Inoguchi T., Lien T.Q.L. The Development of Global Legislative Politics. Rousseau and Locke Writ Global, Singapore, Springer Verlag, 2019. 288 p.

40. 猪口孝 編,『日本とロシア:真逆か、相違か?』東京, 原書房, 2015年、頁40-62. [Inoguchi T., ed. Japan and Russia: True or Different? Tokyo, Hara Shobo, 2015, pp. 40-62 (In Jap.)]

41. Inoguchi T. Multiple Modes of Wellbeing in Asia. Global Handbook of Quality of Life. Glatzer W. et al., ed. Dordrecht, Springer. 2015, pp. 597-607.

42. Inoguchi T. A Сall for a New Japanese Foreign Policy: The Dilemmas of a Stakeholder State. International Affairs, July 2014, vol. 90, no. 4, pp. 943-958.

43. Inoguchi T. Japan in 2013: Abenomics and Abegeopolitics. Asian Survey, January/February 2014, vol. 54, no. 1, pp. 101-112.

44. Inoguchi T. Japan’s Foreign Policy Line after the Cold War. The Troubled Triangle. Inoguchi T., Ikenberry G.J., eds. New York, Palgrave Macmillan, 2013, pp. 35-62.

45. Political Parties and Democracy. Contemporary Western Europe and Asia. Inoguchi T., Blondel J., eds. New York, Palgrave Macmillan, 2012. 240 p.

46. 猪口孝, 『政治理論』ミネルヴァ書房, 2015年、278頁 [Inoguchi T. Political Theory. Tokyo, Minerva Publishers, 2015. 278 p. (In Jap.)]

47. Sato Yo., Hirata K., eds. Norms, Interests, and Power in Japanese Foreign Policy. New York, Palgrave Macmillan, 2008. 288 p. DOI:https://doi.org/10.1057/9780230615809_10

48. Чугров С.В., Карелова Л.Б. Специфика и основные тренды политической идентичности японцев: по материалам опросов общественного мнения 1998–2019 гг. Социологический журнал, 2019, т. 25, № 4, сс. 38-55. [Chugrov S.V., Karelova L.B. Spetsifika i osnovnye trendy politicheskoi identichnosti yapontsev: po materialam oprosov obshchestvennogo mneniya 1998–2019 [Profile and Major Trends of Japanese Political Identity: Evidence from 1989–2018 Sociological Surveys]. Sotsiologicheskii Zhurnal (Sociological Journal), 2019, vol. 25, no. 4, pp. 38-55.] DOI:10.19181/socjour.2019.25.4.6816

49. Hagström L. The ‘abnormal’ state: Identity, norm/exception and Japan. European Journal of International Relations, 2015, vol. 21, no. 1, pp. 122-145. DOI:10.1177/13540661135183563

50. 谷内正太郎 著, 高橋昌之, 聞き書き 外交の戦略と志 : 前外務事務次官谷内正太郎は語る』東京, 産経新聞出版, 2009年、222頁. [Taniuchi Sh, Takahashi M, Hearing and Writing, Strategy and Aspirations of Foreign Affairs: Former Foreign Affairs Secretary, Shotaro Taniuchi Talks, Tokyo, Sankei shimbun shuppan, 2009. 222 p. (In Jap.)]

51. Soeya Y., Tadokoro M., Welch D.A., eds. Japan as a “Normal Country”? A Nation in Search of its Place in the World. Toronto, University of Toronto Press, 2011. 211 p. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6816

52. 北岡 伸一 「憲法に固執して国家の安全を忘れるな : 安保法制懇報告書の意義」『中央公論』掲載巻 129号6, 2014 年、頁72-79. [Kitaoka Sh. Don't Stick to the Constitution and Remember the Security of the Nation: Significance of the Security Legislative Report. Chuo koron, vol. 129, no. 6, 2014, pp. 72-79 (In Jap.)]

53. Miyashita A. Where do norms come from? Foundations of Japan’s postwar pacifism. International Relations of the Asia-Pacific, 2007, vol. 7, no. 1, pp. 99-120.

54. Izumikawa Y. Explaining Japanese antimilitarism: Normative and realist constraints on Japan’s security policy. International Security, 2010, vol. 35, no. 2, pp. 123-160.

55. Befu H. Hegemony of Homogeneity: An Anthropological Analysis of Nihonjinron.Melbourne, Trans Pacific Press, 2001. 181 р.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх