Философия социоприродного взаимодействия в век конвергентных технологий

 
Код статьиS004287440007367-8-1
DOI10.31857/S004287440007367-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы221-222
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов8934
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ключевой темой этой коллективной монографии стала трансформация традиционных философских оснований социоприродного взаимодействия под влиянием проникающих во все сферы человеческой жизнедеятельности конвергентных технологий (в научной литературе они упоминаются как НБИКС-технологии, NBICS-технологии или нано-, био-, инфо-, когно- и социотехнологии). История науки и техники подтверждает правомерность тезиса о том, что с каждым значительным открытием в науке коренным образом меняются мировоззренческие представления о месте и роли человека в природе и обществе. Более того, современные технологии развиваются практически одновременно с научными открытиями, влияя не только на мировоззрение научного сообщества, но и становясь «просто мировоззрением» (Ф. Энгельс) значительно более широкого круга людей.
2 В центре внимания авторского коллектива оказались две темы междисциплинарного дискурса, определившие общую структуру книги: концептуальные основы разработки проблемы социоприродного взаимодействия и философское осмысление разворачивающихся процессов этого взаимодействия под влиянием конвергентных технологий. Предпринятый авторами многоаспектный анализ этих двух тем дал основание заявить о становлении «новой мировоззренческой парадигмы, адекватно отражающей реалии бытия социоприродного Универсума» (с. 8). Многоаспектность анализа, в свою очередь, продиктована необходимостью «сверки часов» по таким ключевым проблемам как: 1) биосоциальные аспекты адаптации человека к революционным технологическим трансформациям и демографические ожидания; 2) роль философии социоприродного взаимодействия в осмыслении новых ценностных отношений в глобальном социуме, формировании энвайрментального стиля мышления, коэволюционных и синергетических методологий, а также в утверждении в общественном сознании экологического императива. Остановимся подробнее на том, как удалось авторам осуществить «симфонизм» идей, интерпретаций и предложений.
3 Так, Ю.В. Олейников, заявляя о необходимости признания социоприродного Универсума качестве мировоззренческой парадигмы, по существу подтверждает авторство отечественной научной мысли в создании основ данной парадигмы на протяжении XX в. – от В.И. Вернадского до Н.Н Моисеева. Соглашусь с утверждением Ю.В. Олейникова о том, что именно философия должна возглавить синтез новой мировоззренческой парадигмы на современном этапе, когда человек впервые обрел способность изменять с помощью нанотехнологий «глубинную структуру материальной основы мира», и что для этого «необходимо овладение диалектическим способом мышления», но пока еще остается открытым вопрос об идейной полноте этой самой парадигмы. В связи с этим автор вполне уместно приводит слова Н.М. Бахтина – «нужна идея, ставшая силой, доросшей до действия». Поиски продолжаются…

Всего подписок: 0, всего просмотров: 991

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх