Расширение возможностей семиотического анализа: источники и содержание концепции «глубокой семиотики»

 
Код статьиS004287440007358-8-1
DOI10.31857/S004287440007358-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
СПбГУ
НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы115-125
Аннотация

Семиотика обладает колоссальным потенциалом интеграции мультидисциплинарного анализа. Прежде всего речь идет о процессах смыслообразования и осмысления, учете как их социально-культурных контекстов, так и роли личности как источнике, средстве и результате динамики смысловых структур и культурного опыта. Данная работа содержит рассмотрение возможности расширения семиотического концептуального аппарата. Такие возможности заложены как в традиционных концепциях семиотического «мейнстрима», так и в концепциях, выводящих семиотику в более широкий и глубокий контекст. Экстракция содержания обозначенного круга идей позволяет систематически представить структуру смыслового содержания социального опыта, как включающую в себя материальную форму знака, предметное и функциональное социальное значение, а также личностный смысл (эмоционально-оценочное отношение и переживание). Речь идет не просто о компонентах смыслового содержания социального опыта, а о системе из взаимосвязи и взаимобусловленности. Переход от материальной формы знака к предметному и функциональному социальному значению и далее к личностному смыслу, вплоть до переживания – демонстрирует процесс усвоения социального опыта, его субъективацию, распредмечивание, понимание.

Ключевые словагерменевтика, глубокая семиотика, осмысление, социальная семиотика, социальный опыт
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках гранта РНФ №18-18-00442 «Механизмы смыслообразования и текстуализации в социальных нарративных и перформативных дискурсах и практиках» в Балтийском федеральном университете им. И. Канта.
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов33282
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ю.М. Лотман – один из авторитетнейших гуманитариев второй половины прошлого столетия, понимал культуру как систему внегенетического наследования информации о поведении [Лотман 2010]. Предметы быта, здания, инструменты, любые артефакты, поступки, явления природы в контексте определенных культур, будучи связанными с определенными социально-культурными практиками, носят знаковый характер, отсылая к этим практикам, выступая их репрезентантами и посредниками. В этом плане любая культура предстает как «семиосфера»1 – семиотическая (знаковая) система, представляющая смысловую картину опыта конкретного социума. Похоже, Ч.У. Моррис был глубоко прав, когда утверждал, что «понятие знака может оказаться таким же фундаментальным для науки о человеке, как понятие атома для физики, химии, а понятие клетки для биологии» [Morris 1938, 42] 1. Предметом интересного и перспективного анализа может стать соотнесение понятий «семиосферы» у Ю.М. Лотмана и «ноосферы» у В.И. Вернадского.
2 Семиотика (от греч. σημεῖον – «знак; признак»), как общая теория знаков и знаковых систем, действительно, обладает колоссальным потенциалом меж- и кросс-дисциплинарности. Она давно вышла за пределы анализа языковых феноменов. В последнее время она используется также в генетике2 и нейрофизиологии мозга [Черниговская 2013]. Постепенно, но убедительно семиотика демонстрирует возможности междисциплинарной интеграции исследований широкого круга состояний и динамики социально-культурной действительности [Калинин 2009; Randviir 2004]. Тем не менее, представляется важным обратить внимание на возможные перспективные расширения ее концептуального аппарата – как заложенного в традиционных концепциях семиотического «мейнстрима», так и в идеях, выводящих семиотику в более широкий и глубокий контекст. 2. Подробный обзор см. [Золян, Жданов 2018].
3 Обычно выделяются две семиотические традиции: семиотика (semiotics), восходящая к американскому прагматизму Ч.С. Пирса и Ч.У. Морриса, и cемиология, восходящая к Ф. де Соссюру и французскому структурализму. Развитые в рамках этих традиций концепции семиоизиса существенно различны. Эти различия не сводятся к типологии знаков: иконические, индексальные и символические у Ч.С. Пирса, и акцентированность отношений означающего и означаемого у Ф. де Соссюра. Не менее важны и трактовки самого семиозиса. У американских аналитиков речь шла о трех его измерениях: синтаксисе (отношениям между знаками), семантике (отношении знака к обозначаемым предметам) и прагматике (отношение знака к практике его использования). При этом, операционализация семиотического анализа обеспечивается объективистски (даже физикалистски), что позволяло Ч. Моррису писать о семиотике и как об общей теории знаков, и как о системе ее конкретных приложений в различных предметных областях, позволяющих говорить о семиотике медицины, семиотике искусства и т.д. В структуралистской парадигме акцент делался на синтагматических и парадигматических (ассоциативных) отношениях, а моделью для всей теории знаков служит лингвистика, и объектом анализа выступает только мыслимая реальность, выражаемая в языковых (речевых) конструкциях [Шатин 2015].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1483

Оценка читателей: голосов 0

1. Chernigovskaya, Tatyana V. (2013) Cheshire Smile of Schrodinger's —at: Language and Consciousness, Moscow.

2. Feher, Martha, Kiss, Olga, Ropoly, Laszlo (eds) (1999) Hermeneutics and Science, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht.

3. French, Tim (2002) УWhat Kinds of 'Interpretation' can Semiotics Offer to E-commerce Site Users and Designers?Ф, Proceedings of the First International Workshop Interpretative Approaches in Information Systems Research, Brunel University, pp.1Ц6.

4. Graham, Loren, Kantor, Jean-Michel (2009) Naming Infinity. A True Story of Religious Mysticism and Mathematical Creativity, The Belknap Press of Harvard Univ. Press, Cambidge (Mass.)-London.

5. Kalinin, Ilya A. (2009) УTartuЦMoscow Semiotic School: Semiotic Model of Culture / Cultural Model of SemioticФ, New Literary Observer, Vol. 98, pp. 27Ц55.

6. Leeuwen, Theo van. (2005) Introducing Social Semiotics, Routledge, London-N.Y.

7. Leontiev, Dmitry A. (2007) Psychology of Meaning, Smysl, Moscow.

8. Randviir, Anti (2004) Mapping the World: Towards a Sociosemiotic Approach to Culture, Tartu University Press, Tartu.

9. Shatin, Yuri V. (2015) УSemiotic vesus Semiology: the Question of the Completeness of Sign TheoryФ, Critique and Semiotics, Vol. 2 (2015), pp. 10Ц17.

10. Tulchinskii, Grigorii L. (2000) УEssence and Essentiality. Philosophical and Logical AnalysisФ, Logical and Philosophical Studies, Spb, pp. 31Ц59.

11. Tulchinskii, Grigorii L, (2005) УMeaning and Humanitarian KnowledgeФ, The Problem of Meaning in the Sciences of Man, Smysl, Moscow, pp. 7Ц26.

12. Zolyan, Suren T., Zhdanov, Renad I. (2018) УGenome as a Semio-informational PhenomenonФ, Philosophy of Science and Technology, Vol. 23, No 1, pp. 88Ц102.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх