Д.В. – Трудная проблема сознания и эпистемологический дизъюнктивизм Дж. Макдауэла

 
Код статьиS004287440007357-7-1
DOI10.31857/S004287440007357-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы104-114
Аннотация

В статье анализируется проблема натуралистического объяснения сознания. В ней отмечается, что основные трудности в решении этой проблемы связаны с принятием метафизических тезисов, согласно которым феноменальные свойства внутренне присущи ментальным состояниям и при этом нередуцируемы к каким-либо иным свойствам. В свою очередь, принятие тезиса о том, что феноменальные свойства внутренне присущи ментальным состояниям, обусловлено эпистемологической позицией радикального скептицизма и аргумента от иллюзии. Эта позиция характеризуется приверженностью модели наиболее общего фактора. В работе также анализируется позиция эпистемологического дизъюнктивизма, предложенная Дж. Макдауэлом, и демонстрируется, каким образом она способствует преодолению радикального скептицизма. Особый акцент в работе делается на анализе квиетистской стратегии, используемой Макдауэлом. В завершении работы делается вывод о том, что, выбирая квиетистский вариант эпистемологического дизъюнктивизма, мы способны избежать необходимости решать трудную проблему сознания, демонстрируя отсутствие необходимости принимать скептические основания, которые позволяют появиться на свет этой проблеме.

Ключевые словафилософия сознания, трудная проблема сознания, эпистемология, скептицизм, эпистемологический дизъюнктивизм, Дж. Макдауэл
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов36938
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Истоки философии сознания следует искать в философии Нового времени. Основной вклад в переосмысление природы психического был сделан прежде всего Декартом, который связал сущность психического с феноменальными аспектами сознательного опыта. Используя процедуру методологического сомнения, он продемонстрировал, что психическое, понятое как сфера феноменальных состояний, в своем существовании не зависит необходимым образом от физических объектов. Сомневаясь в существовании своего тела и обогревающего его камина, мы тем не менее не можем поставить под сомнение феноменальную данность присутствующего ощущения тепла. Подобный методологический шаг действительно позволил заложить основания философской дисциплины, исследующей психическое как таковое. Рассматривая психическое как сферу феноменальных состояний, данностей, мы сразу же сталкиваемся с необходимостью объяснения, каким образом так понятое психическое связано с миром физических объектов и процессов. Иначе говоря, мы сталкиваемся с психофизической проблемой или проблемой соотношения сознания и тела, которая не просто лежит в основе современной философии сознания, но, по сути, порождает такой важный раздел данной дисциплины, как метафизика сознания.
2 Психофизическую проблему можно рассматривать как состоящую из таких проблем, как проблема ментальной каузации и проблема сознания. Особенностью проблемы ментальной каузации является то, что она возникает при необходимости объяснить, каким образом связаны две радикально отличные друг от друга области бытия. С данной проблемой сталкиваются в первую очередь представители дуализма. Если же мы мыслим сознание с монистических позиций как некий естественный процесс или совокупность естественных состояний, то мы сталкиваемся с проблемой сознания – проблемой натуралистического объяснения феноменальных аспектов сознательного опыта. Поскольку в настоящий момент подавляющее большинство философов стоит на монистической позиции относительно природы сознания, постольку психофизическая проблема в современной философии сознания предстает прежде всего как проблема сознания.
3 Пытаясь решить данную проблему, многие философы отмечали ее особый эпистемический характер. Например, подчеркивая особый статус данной проблемы, Д. Чалмерс обозначил ее термином «трудная проблема сознания». Ее своеобразие заключается в том, что либо она нерешаема, т.е. не существует натуралистического объяснения природы сознания, либо ее решение предполагает изменение господствующей научной картины мира, что предполагает рассмотрение ментальных феноменов в качестве базовых элементов нашего универсума, не редуцируемых к каким-либо иным элементам. По мнению многих философов, мы сталкиваемся с подобной ситуацией прежде всего из-за принятия тезиса о нередуцируемости сознания к каким-либо объективным натуралистическим характеристикам. В XX в. было предложено немало аргументов в пользу антиредукционизма. Для многих философов нередуцируемость сознания означает, что нам необходимо занять антинатуралистическую позицию относительно понимания природы сознания.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1464

Оценка читателей: голосов 0

1. McDowell, John (2009) СWittgensteinian УQuietismФТ, Common Knowledge, 15 (3), pp. 365Ц372.

2. Pritchard, Duncan (2012) Epistemological Disjunctivism, Oxford University Press.

3. Pritchard, Duncan (2015) Epistemic Angst, Princeton University Press.

4. Searle, John (2015) Seeing Things as They Are: A Theory of Perception, Oxford University Press.

5. Thornton, Tim (2004) John McDowell, McGill-Queen's University Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх