Куда идет Россия: взгляд из Китая. По страницам книги: Го Ли-шуан. Дандай елосы шэхуэй сычао яньцзю [Изучение социальных идей в современной России]

 
Код статьиS004287440007355-5-1
DOI10.31857/S004287440007355-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник Института философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы78-89
Аннотация

В современной России отсутствует единая официальная идеология, в российском обществе наблюдается широкий спектр различных идейных течений – марксистских консервативных, либеральных, религиозных, евразийских, все они соперничают друг с другом, наблюдается и их взаимное переплетение. В основе взглядов их представителей лежит стремление предложить программу развития российской государственности с учетом либо традиционных, либо современных ценностей. Отсюда громадный интерес к прошлому России, а также к западным социальным теориям. Российское руководство пытается совместить в своей идеологии консервативные, либеральные и религиозные идеалы.

Ключевые словановый марксизм, новый либерализм, новый консерватизм, новое евразийство, ценностные установки российского руководства
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов41439
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние тридцать лет в Китае появилось значительное количество публикаций, посвященных современной России – её истории, культуре, внутренней и внешней политике, что во многом, несомненно, было связано с распадом Советского Союза. Опубликованная в конце 2017 г. книга Го Ли-шуан, профессора Института марксизма Фуданьского университета (г. Шанхай), является первым на китайском языке комплексным исследованием современной российской идеологии. Её достоинство заключается в том, что в ней анализируются фактически все идейные течения, имеющие хождение в сегодняшней России. При этом автор не ограничивается рассмотрением взглядов наиболее видных представителей каждого из течений: она включает свой анализ в исторический контекст, показывая преемственность каждого из современных течений с предшествующими этапами развития общественной мысли в России. Исследование опирается на солидный источниковедческий фундамент – десятки работ наиболее видных представителей каждого из анализируемых течений – а также на научные результаты своих китайских и российских коллег.
2 Уже во Введении Го Ли-шуан ставит принципиальный вопрос, волнующий сегодня в Китае всех, начиная от политиков, ученых и кончая простыми людьми: в какие идеалы верят россияне? К представителям какой цивилизации они себя относят? Куда идет Россия? Как философа, автора интересует вопрос: как это отражается в современной российской идеологии?
3 Речь, по мнению Го Ли-шуан, идет о том, продолжать ли в сфере государственной идеологии придерживаться идей «неоконсерватизма и неоевразийства»; подчеркивать специфику российской цивилизации, истории, культуры России, отстаивать свою принадлежность к Евразии, заново строить «новую Россию». Или же воспринять западные идеалы и ценностные критерии, пропагандировать свободу индивида и опираться на Европу? Продолжать ли российско-украинский конфликт и давать резкий отпор старому мировому порядку, отстаиваемому Западом во главе с США, устанавливать новый порядок, решительно защищать собственные интересы или же повернуть дипломатию в сторону Запада, стараться избежать прямого столкновения с США и изо всех сил стремиться к сотрудничеству с Европой? Или же продолжить сотрудничество со странами евразийского континента, установить отношения партнерства с Китаем и Индией? В области внутренней политики: делать ли упор на «суверенную демократию», укреплять власть Центра, ограничивать оппозицию, установить нормы для СМИ и Интернета – или же пойти по пути «политических реформ и «модернизации», допускать конкуренцию оппозиционных партий, предоставить политическое пространство для либеральных сил, признать западные политические критерии и идеалы демократии? В области экономической стратегии: сохранять преимущество России как традиционной великой державы, обладающей природными и энергетическими ресурсами, усилить стратегический контроль государства над экономикой – или же повернуться в сторону технической и производственной модели европейских государств? Развиваться самостоятельно или же возлагать надежды на модернизацию западного образца? (с. 1–2)

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1271

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх