«Закат западного мира» и его метафизические и исторические причины

 
Код статьиS004287440007352-2-1
DOI10.31857/S004287440007352-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы45-55
Аннотация

В статье рассматривается идея кризиса западной цивилизации. Показано, что она имеет разный смысл в концепции О. Шпенглера и в русской философии XIX – начала ХХ в. Для Шпенглера «закат западного мира» – это вполне закономерный процесс угасания одной локальной цивилизации, на место которой придут другие. Согласно представлениям известнейших русских мыслителей (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев и др.) в истории происходит постепенно раскрытие божественной сущности человека и человечества, поэтому у всех наций и цивилизаций один исторический путь, на котором возможно непрерывное духовное и культурное совершенствование. Такая модель развития цивилизации была создана немецким романтизмом и немецкой философией начала XIX в. Ей противостояла в истории модель Просвещения (либеральная модель), которая отрицает у человека бесконечную духовную сущность и предполагает, что человек полностью подчинен законам природы и не имеет подлинной свободы. На основании идей Г. фон Кайзерлинга показано, что модель Просвещения наиболее полно была реализована в общественной жизни США, и это привело к возникновению особой формы тоталитаризма, основанного на подавлении духовной самостоятельности личностей и господстве группового сознания. Перенесение этой модели на весь западный мир во второй половине ХХ в. привело его к радикальному духовному кризису, который можно преодолеть только вернувшись к альтернативной модели, созданной немецкими и русскими философами.

Ключевые словаО. Шпенглер, кризис цивилизации, эпоха Просвещения, либерализм, немецкий романтизм, русская философия, Г. фон Кайзерлинг, новое варварство
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01168, Санкт-Петербургский государственный университет).
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов35163
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2018 г. исполнилось сто лет со дня публикации первого тома известного труда О. Шпенглера «Закат Европы» (или, более точно, «Закат западного мира»). Для русского читателя все то, что Шпенглер высказал в начале ХХ в. о духовном кризисе Запада не стало большой новостью. Он был не первым, кто говорил об этом, а лишь подвел итог общей тенденции критики европейской цивилизации, которая родилась на самом Западе в эпоху романтизма. Почти в то же самое время подобная критика стала весьма влиятельной в русской философии: в «Русских ночах» В. Одоевского впервые ярко прозвучала мысль о том, что «Запад гибнет» [Одоевский 1975, 147], и дальше этот тезис повторялся и по-разному обосновывался самыми известными русскими мыслителями. Критики этого хода мыслей обычно указывают на то, что, пережив две мировые войны, Европа сумела перебороть раздиравшие ее противоречия, добилась единства и обеспечила своим гражданам невиданное ранее материальное благополучие и свободу. Все это нужно признать справедливым, тем не менее такого рода рассуждения, не достигают своей цели, поскольку они акцентирует внимание совсем не на то, что признается в качестве причин кризиса цивилизации. Ведь одна из идей Шпенглера заключалась в том, что «увядание» культуры, связанное с исчезновением религии, метафизики и высокого искусства, вполне может сопровождаться прогрессом в материальной, внешней сфере общественного бытия. Механизация и формализация этой сферы как раз и становятся главными факторами подавления духовного содержания культуры. «Век чисто экстенсивной деятельности при отсутствии спроса на высокохудожественную и метафизическую продукцию – скажем вкратце, иррелигиозная эпоха, что вполне идентично с понятием мирового города, – есть время упадка» [Шпенглер 1993, 180].
2 Нужно отметить, что вывод о «закате западного мира» Шпенглер делает на основании своей теории многообразия самобытных цивилизаций, в этом смысле «увядание» Запада для него не представляется чем-то необыкновенным, это рядовой пример того, что обязательно происходит с цивилизацией, когда она достигает определенного уровня развития и теряет внутреннюю духовную силу. Здесь можно констатировать существенное расхождение между Шпенглером и большинством русских мыслителей, которые, подобно ему, пророчили гибель Запада. Для последних западная (европейская) цивилизация никогда не представлялась «одной из многих», ее возможную гибель они рассматривали как катастрофическое событие для всей человеческой истории.
3 Главная тенденция русской философии связана с представлением об истории как процессе раскрытия божественного содержания в отдельных личностях и в человечестве в целом (становления человечества Богочеловечеством). Если цивилизация найдет правильный путь такого развития, никакого «увядания» отдельных культур или ее в целом быть не может. Многообразие народов и культур – это естественное следствие бесконечного многообразия божественной сущности человека и человечества, но при правильном развитии эта сущность должна все более полно являть себя в каждом народе и каждой культуре, и это означает общий непрерывный духовный рост без «увядания».

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1918

Оценка читателей: голосов 0

1. Bibikhin, Vladimir.V. (1998) New Renaissance, Mysl', Moscow (in Russian).

2. Evlampiev, Igor I. (2016) 'Undistorted christianity and its original sources', Solov'evskie issledovaniya, No. 4, pp. 66Ц134 (in Russian).

3. Evlampiev, Igor I. (2016) 'On the Meaning of the 'Russian Idea' in the Late Works of F. Dostoevsky (The Raw Youth, Diary of a Writer)', Dostoevsky. Materials and Research, Vol. 21, Nauka, Saint Petersburg, pp. 92Ц107 (in Russian).

4. Pinker, Stiven (2018) Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress. Viking, New York.

5. Svas'yan, Karen A. (2002) The Formation of European Science, Evidentis, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх