“The Decline of the Western World” and its Metaphysical and Historical Reasons

 
PIIS004287440007352-2-1
DOI10.31857/S004287440007352-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy, St-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages45-55
Abstract

The article discusses the idea of the crisis of Western civilization. It is shown that it has a different meaning in the concept of O. Spengler and in Russian philosophy of the XIX - early XX centuries. For Spengler, the “decline of the Western world” is a completely natural process of extinction of one local civilization, in whose place others will be. According to the ideas of the most famous Russian thinkers (F. Dostoevsky, L. Tolstoy, Vl. Solovyov and others), the divine essence of man and mankind is gradually revealed in history, therefore all nations and civilizations have one historical path, on which continuous spiritual and cultural perfection is possible. This model of civilization development was created by German romanticism and German philosophy of the beginning of the XIX century. The model was confronted in the history of the model of the Enlightenment (the liberal model), which rejects the infinite spiritual essence of a person and suggests that a person is completely subordinate to the laws of nature and does not have true freedom. Based on the ideas of H. von Keyserling, it is shown that the Enlightenment model was most fully implemented in the social life of the United States, and this led to the emergence of a special form of totalitarianism based on the suppression of the spiritual independence of individuals and the dominance of group consciousness. The transfer of this model to the entire Western world in the second half of the twentieth century led it to a radical spiritual crisis, which can be avoided only by returning to an alternative model created by German and Russian philosophers.

KeywordsO. Spengler, the crisis of civilization, the Enlightenment, liberalism, German romanticism, Russian philosophy, H. von Keyserling, the new barbarism
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters35163
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2018 г. исполнилось сто лет со дня публикации первого тома известного труда О. Шпенглера «Закат Европы» (или, более точно, «Закат западного мира»). Для русского читателя все то, что Шпенглер высказал в начале ХХ в. о духовном кризисе Запада не стало большой новостью. Он был не первым, кто говорил об этом, а лишь подвел итог общей тенденции критики европейской цивилизации, которая родилась на самом Западе в эпоху романтизма. Почти в то же самое время подобная критика стала весьма влиятельной в русской философии: в «Русских ночах» В. Одоевского впервые ярко прозвучала мысль о том, что «Запад гибнет» [Одоевский 1975, 147], и дальше этот тезис повторялся и по-разному обосновывался самыми известными русскими мыслителями. Критики этого хода мыслей обычно указывают на то, что, пережив две мировые войны, Европа сумела перебороть раздиравшие ее противоречия, добилась единства и обеспечила своим гражданам невиданное ранее материальное благополучие и свободу. Все это нужно признать справедливым, тем не менее такого рода рассуждения, не достигают своей цели, поскольку они акцентирует внимание совсем не на то, что признается в качестве причин кризиса цивилизации. Ведь одна из идей Шпенглера заключалась в том, что «увядание» культуры, связанное с исчезновением религии, метафизики и высокого искусства, вполне может сопровождаться прогрессом в материальной, внешней сфере общественного бытия. Механизация и формализация этой сферы как раз и становятся главными факторами подавления духовного содержания культуры. «Век чисто экстенсивной деятельности при отсутствии спроса на высокохудожественную и метафизическую продукцию – скажем вкратце, иррелигиозная эпоха, что вполне идентично с понятием мирового города, – есть время упадка» [Шпенглер 1993, 180].
2 Нужно отметить, что вывод о «закате западного мира» Шпенглер делает на основании своей теории многообразия самобытных цивилизаций, в этом смысле «увядание» Запада для него не представляется чем-то необыкновенным, это рядовой пример того, что обязательно происходит с цивилизацией, когда она достигает определенного уровня развития и теряет внутреннюю духовную силу. Здесь можно констатировать существенное расхождение между Шпенглером и большинством русских мыслителей, которые, подобно ему, пророчили гибель Запада. Для последних западная (европейская) цивилизация никогда не представлялась «одной из многих», ее возможную гибель они рассматривали как катастрофическое событие для всей человеческой истории.
3 Главная тенденция русской философии связана с представлением об истории как процессе раскрытия божественного содержания в отдельных личностях и в человечестве в целом (становления человечества Богочеловечеством). Если цивилизация найдет правильный путь такого развития, никакого «увядания» отдельных культур или ее в целом быть не может. Многообразие народов и культур – это естественное следствие бесконечного многообразия божественной сущности человека и человечества, но при правильном развитии эта сущность должна все более полно являть себя в каждом народе и каждой культуре, и это означает общий непрерывный духовный рост без «увядания».

Number of purchasers: 1, views: 1929

Readers community rating: votes 0

1. Mityushin, Aleksandr A. (1989) ‘About the study of G.G. Shpet Hermeneutics and its problems’, Context. Literary and theoretical studies, Nauka, Moscow, pp. 229–230. (in Russian).

2. Shchedrina, Tatyana G. (2007) ‘Comments’, Shpet, Gustav G. Art as a Kind of Knowledge. Selected Works on the Philosophy of Culture, ROSSPEN, Moscow, p. 549 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up