Social State in Modern Russia: Expectations and Reality

 
PIIS004287440007345-4-1
DOI10.31857/S004287440007345-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher, Center for the Study of Sociocultural Change
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages11-16
Abstract

The welfare state is an object with a constitutional status, and as such is a subject to theoretical analysis. At the same time, this is an object that interacts in real time with society, with the country's population, and has certain obligations to them. Therefore, an analysis of the actual implementation by a social state of its immanent functions is necessary to understand its role in the life of modern society. The obligations of the social state are diverse, but among them there are those that have an undeniable priority. Development of a strong social state in Russia is a pressing social and political issue that will determine the civilization security of the country and the life quality of its nation. The social state focuses on employment, healthcare, education, social welfare of vulnerable social groups (retired, disabled, unemployed people), gender relations, etc. In order to function as a strong social state, there has to be an economic foundation that must be formed in a social market economy based on the principles of fair redistribution and competition. The central tasks facing the social state in Russia today are overcoming poverty and reducing social distances. These are the tasks that cannot be dealt with so far. According to an international comparative study (ESS), Russia is among those European countries where the population considers the state responsible for income equalization, protection of vulnerable social groups, and reduction of social distance in the society.

Keywordsstrong social state, justice, competition, “weak” social groups, social distances
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters14712
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Для понимания проблем становления социального государства в современной России, пытающейся развивать рыночную экономику как эффективный путь наращивания экономического благосостояния, важно обратиться к опыту некоторых стран, успешно создавших сильное социальное государство, например, к опыту послевоенной Германии. В этой стране, практически разрушенной после второй мировой войны, с учетом опыта в социальной области Веймарской республики, была реализована концепция социального рыночного хозяйства, которая создала базу для становления социального государства [Супрунова 2013, 141‒146]. Этот вид экономического порядка Вальтер Ойкен назвал хозяйственным гуманизмом, или социальным рыночным хозяйством. Идеи ордолиберализма, воплощенные на практике Людвигом Эрхардом [Эрхард 2001], заложили основы социального рыночного хозяйства в Германии. Всего за 4 года к 1950 г. в Германии был восстановлен объем ВНП, к 1955 г. он был удвоен. В 1949 г. была принята Конституция, которая закрепила ценности социального государства, обеспечила социальные гарантии гражданам со стороны государства путем создания системы солидарного социального страхования.
2 Сейчас для нас важно воплотить идею, сформулированную Л. Эрхардом для своей страны, по преодолению «хозяйства бюрократических учреждений», доминирование которых ведет к тоталитаризму. Эта идея чрезвычайно актуальна и для современной России. По мнению теоретиков социального рыночного хозяйства, экономическая политика должна обеспечивать триединство: рост производства – рост доходов – рост благосостояния для всех (см.: [Кроуфорд, Невский, Романова (ред.) 2017]). Для России одна из главных проблем – создание экономической базы функционирования социального государства, а она не формируется только за счет перераспределения доходов. Необходимо создание институциональных условий для настоящей конкуренции и сильного государства, формулирующего и обеспечивающего условия для конкурентной деятельности предприятий, а также децентрализация в распределении доходов. Такое государство не раздает привилегии «своим» компаниям, а создает и охраняет равные и стабильные условия для всех участников рынка. Если говорить о такой функции государства как социальная защита граждан, то не следует опускать из виду необходимость защиты не только «слабых», которые не могут сами обеспечить необходимый уровень жизни, но и «зависимых», деятельность которые во многом определяется созданными для них институциональными условиями. К таким «зависимым» относятся предприниматели – самозанятые, мелкие и средние, те, кто развивает свой бизнес и подвержен большому числу рисков из-за неустойчивости правового поля и неправовых действий со стороны должностных лиц и организаций.
3 Важный аспект осуществления сильного социального государства: нахождение баланса справедливости как экономического выравнивания и экономической соревновательности или конкуренции как принципа хозяйственной жизни. Достижение этого баланса в обществе, где слабо развит малый и средний бизнес ‒ сложная задача. Может ли сформироваться в России сильное социальное государство, если все доходы и социальные выплаты зависят исключительно от величины природной ренты при монопольном ее получении государством и несколькими корпорациями? Концентрация экономической власти препятствует конкуренции – настоящему мотору экономического развития. Для формирования социального государства и определения его функций важно иметь в виду исторически сложившиеся в обществе представления о социальной солидарности, справедливости, отношение к неравенству и роли государства в сглаживании социальных различий. Для России, как и других стран, значимо не только следование сложившимся традициям, но и появление новых векторов в формировании национального самосознания, которое не едино и не неподвижно, но изменчиво и дифференцируется вслед за прохождением обществом этапов модернизации и сопутствующими ему социальными изменениями. Поэтому в политике социального государства необходимо учитывать актуальные общественные настроения. Насколько Россия в этом отношении является уникальным государством, насколько она «не Европа» и склонна к ожиданию патернализма? Существуют ли какие-то значимые отличия этих элементов общественного сознания жителей России от других, например, европейских стран?

Number of purchasers: 2, views: 1484

Readers community rating: votes 0

1. Belyaeva, Lyudmila A. (2018a) ‘Income Inequality in Russian Society: Social Consequences and Problems, Bulletin of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 9, 3, pp. 83?100 (in Russian).

2. Belyaeva, Ludmila A. (2018b) ‘Social Distance as Characteristic of the Social Space of Modern Russia’, RUDN Journal of Sociology, 18, 1, pp. 58?72 (in Russian).

3. Suprunova, Galina G. (2013) ‘Overview of the German Welfare State and its Transformations’, Bulletin of Kemerovo State University, 2 (54), 3, pp. 141?146 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up