Социальное государство в современной России: ожидания и реальность

 
Код статьиS004287440007345-4-1
DOI10.31857/S004287440007345-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Центра изучения социокультурных изменений
Аффилиация: Институт философии Российской академии наук
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы11-16
Аннотация

Социальное государство является объектом, имеющим конституционный статус, и в этом качестве подлежит теоретическому анализу. Вместе с тем это объект, который в реальном времени взаимодействует с обществом, с населением страны, имеет перед ними определенные обязательства. Поэтому анализ реального выполнения социальным государством имманентных ему функций необходимо для понимания его роли в жизни современного общества. Обязательства социального государства многообразны, но среди них есть такие, которые обладают несомненным приоритетом. Построение сильного социального государства в России является насущной социальной и политической проблемой, от решения которой зависит цивилизационная безопасность страны и качество жизни ее населения. Объектами деятельности социального государства являются занятость, здравоохранение, образование, социальное обеспечение «слабых» социальных групп (пенсионеров, инвалидов, безработных) и многое другое. Для деятельности сильного социального государства необходима прочная экономическая основа, формируемая в условиях социального рыночного хозяйства на принципах справедливого перераспределения ресурсов и конкуренции в производственной деятельности. Центральными задачами, стоящими сегодня пред социальным государством в России является преодоление бедности и сокращение социальных дистанций. Это те задачи, с которыми справиться пока не удается. Между тем Россия находится в ряду европейских стран, население которых, по данным международного сравнительного исследования (ESS) возлагает на государство функции обеспечения справедливого перераспределения доходов, защиты «слабых» социальных групп, сокращение социальных дистанций в обществе.

Ключевые словасильное социальное государство, справедливость, конкуренция, «слабые» социальные группы, социальные дистанции
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов14712
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Для понимания проблем становления социального государства в современной России, пытающейся развивать рыночную экономику как эффективный путь наращивания экономического благосостояния, важно обратиться к опыту некоторых стран, успешно создавших сильное социальное государство, например, к опыту послевоенной Германии. В этой стране, практически разрушенной после второй мировой войны, с учетом опыта в социальной области Веймарской республики, была реализована концепция социального рыночного хозяйства, которая создала базу для становления социального государства [Супрунова 2013, 141‒146]. Этот вид экономического порядка Вальтер Ойкен назвал хозяйственным гуманизмом, или социальным рыночным хозяйством. Идеи ордолиберализма, воплощенные на практике Людвигом Эрхардом [Эрхард 2001], заложили основы социального рыночного хозяйства в Германии. Всего за 4 года к 1950 г. в Германии был восстановлен объем ВНП, к 1955 г. он был удвоен. В 1949 г. была принята Конституция, которая закрепила ценности социального государства, обеспечила социальные гарантии гражданам со стороны государства путем создания системы солидарного социального страхования.
2 Сейчас для нас важно воплотить идею, сформулированную Л. Эрхардом для своей страны, по преодолению «хозяйства бюрократических учреждений», доминирование которых ведет к тоталитаризму. Эта идея чрезвычайно актуальна и для современной России. По мнению теоретиков социального рыночного хозяйства, экономическая политика должна обеспечивать триединство: рост производства – рост доходов – рост благосостояния для всех (см.: [Кроуфорд, Невский, Романова (ред.) 2017]). Для России одна из главных проблем – создание экономической базы функционирования социального государства, а она не формируется только за счет перераспределения доходов. Необходимо создание институциональных условий для настоящей конкуренции и сильного государства, формулирующего и обеспечивающего условия для конкурентной деятельности предприятий, а также децентрализация в распределении доходов. Такое государство не раздает привилегии «своим» компаниям, а создает и охраняет равные и стабильные условия для всех участников рынка. Если говорить о такой функции государства как социальная защита граждан, то не следует опускать из виду необходимость защиты не только «слабых», которые не могут сами обеспечить необходимый уровень жизни, но и «зависимых», деятельность которые во многом определяется созданными для них институциональными условиями. К таким «зависимым» относятся предприниматели – самозанятые, мелкие и средние, те, кто развивает свой бизнес и подвержен большому числу рисков из-за неустойчивости правового поля и неправовых действий со стороны должностных лиц и организаций.
3 Важный аспект осуществления сильного социального государства: нахождение баланса справедливости как экономического выравнивания и экономической соревновательности или конкуренции как принципа хозяйственной жизни. Достижение этого баланса в обществе, где слабо развит малый и средний бизнес ‒ сложная задача. Может ли сформироваться в России сильное социальное государство, если все доходы и социальные выплаты зависят исключительно от величины природной ренты при монопольном ее получении государством и несколькими корпорациями? Концентрация экономической власти препятствует конкуренции – настоящему мотору экономического развития. Для формирования социального государства и определения его функций важно иметь в виду исторически сложившиеся в обществе представления о социальной солидарности, справедливости, отношение к неравенству и роли государства в сглаживании социальных различий. Для России, как и других стран, значимо не только следование сложившимся традициям, но и появление новых векторов в формировании национального самосознания, которое не едино и не неподвижно, но изменчиво и дифференцируется вслед за прохождением обществом этапов модернизации и сопутствующими ему социальными изменениями. Поэтому в политике социального государства необходимо учитывать актуальные общественные настроения. Насколько Россия в этом отношении является уникальным государством, насколько она «не Европа» и склонна к ожиданию патернализма? Существуют ли какие-то значимые отличия этих элементов общественного сознания жителей России от других, например, европейских стран?

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1570

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляева 2018а – Беляева Л.А. Доходное неравенство в российском обществе: социальные последствия и проблемы // Вестник Института социологии РАН. 2018. № 26. С. 83?100.

2. Беляева 2018б – Беляева Л.А. Социальные дистанции как характеристика социального пространства современной России // Вестник РУДН. Социология. 2018. T. 18. № 1. С. 58?72.

3. Супрунова 2013 – Супрунова Г.Г. Обзор немецкого «социального государства» и его трансформаций // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54). Т. 3. С. 141?146.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх