Параметры правовой политики в сфере энергетики

 
Код статьиS231243500022439-0-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-2-7-15
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы7-15
Аннотация

Принимая во внимание неизбежность наступления новых вызовов для законодателя и структур, ответственных за внешнюю политику, важно определить параметры правовой политики внутри страны и на внешнем контуре. Одной из возникающих задач является определение параметров правовой политики в сфере энергетики. Эффективная правовая политика не может быть выработана только путем принятия ряда нормативных актов, созвучных задачам, поставленным в стратегиях и доктринах. В данном случае необходим системный подход, сочетающий принятие актов публичного и частного права, а также обеспечение правом баланса частных и публичных интересов. Выполнение этих условий необходимо для энергетического права — центрального звена регулирования в сфере энергетики. Какова же стратегическая роль энергетического права в обеспечении эффективного существования рыночных отношений? Рассчитывать на то, что рыночные отношения самодостаточны, наивно. Рынок, как форма существования экономики, самодостаточен только тогда, когда право гарантирует его существование от злоупотреблений, недобросовестности, монополизации и сговоров, включая картельные. Таким образом, объективно необходимым правовым условием существования рынка как такового является регулирование не только частноправовых, но и публично-правовых отношений. Очевидна и необходимость придания российскому энергетическому праву направленности, обеспечивающей не только национальную безопасность, но и внешнеполитические интересы, поскольку совокупный потенциальный энергоресурс России превосходит потребности 140—150-миллионного населения России, а реальные международные отношения все больше и больше демонстрируют острые противоречия, нежели стремление к равноправному сотрудничеству в многополярном мире.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическая стратегия, задачи науки энергетического права, энергетический правопорядок
Получено06.05.2020
Дата публикации03.06.2020
Кол-во символов27301
Цитировать     Скачать pdf
1 Развитие общественных отношений в каждом государстве и в международной жизни — процесс постоянный. Мир, меняющийся в наши дни, ставит перед обществом новые задачи, однако в этом нет ничего необычного. Вопрос в том, как общество реагирует на новые вызовы. Сейчас, когда большинство государств позиционируют себя в качестве правовых государств, естественным становится вопрос о развитии права, как регулятора общественных отношений.
2 Право, как общественное явление, достаточно консервативно. Выработка и внедрение новых институтов, отвечающих новым требованиям, это процесс, объективно требующий времени и преодоления определенных противоречий: классовых, социальных групп, элит, традиций, стереотипов и т.д.
3 Принимая во внимание неизбежность наступления новых вызовов, несущих в себе указанные противоречия, для законодателя и структур, ответственных за внешнюю политику, важно определить параметры правовой политики внутри страны и на внешнем контуре. Одной из возникающих задач является определение параметров правовой политики в сфере энергетики.
4 Для Российской Федерации параметры правовой политики в сфере энергетики требуют определенной коррекции. Объяснение этому можно найти в следующем.
5 Во-первых, сфера энергетики, как составная часть экономики страны, до настоящего времени находится еще в переходном состоянии к устойчивым рыночным отношениям.
6 Во-вторых, положение России, как обладателя уникального разнообразия и объемов энергоресурсов, требует постоянного мониторинга эффективности норм правового регулирования энергетических рынков и разработки соответствующих правовых институтов, обеспечивающих их развитие и взаимодействие.
7 В-третьих, общей тенденцией развития является высокотехнологичное и экологически чистое производство, что должно в полной мере учитываться российской энергетикой, основу которой составляют углеводороды и атомная энергетика. В современных условиях она требует серьезной модернизации не только в технологическом и экологическом плане, но и с точки зрения правового регулирования соответствующих рынков.
8 В-четвертых, российская энергетика изначально была привязана к внешнему энергетическому рынку и восприимчива ко всем его колебаниям и внеэкономическим факторам. Деструктивность, складывающаяся на внешнем контуре, пагубно сказывается на экономике страны в целом. Принципиальной задачей правового регулирования является обеспечение баланса интересов энергетических компаний, значительная часть деятельности которых связана с внешним рынком, и общественных интересов внутри страны, связанных с энергообеспеченностью населения, рассматривающее энергоресурсы как национальное достояние.
9 Принципы построения правовой политики, равно как и сама нормативно-правовая база 90-х, были существенно скорректированы в Энергетической Стратегии до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, и принятыми впоследствии нормативными актами. Задачи правового регулирования в сфере энергетики неоднократно рассматривались в правовых исследованиях, что вполне обоснованно [1].

всего просмотров: 245

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с. ; Лисицын-Светланов А.Г. Проблемы международно-правового регулирования в сфе- ре энергетики (на примере углеводородного комплекса) / А.Г. Лисицын-Светланов // Правовой энергети- ческий форум. 2014. № 3. С. 15–17.

2. Правительство Российской Федерации одобрило Энергетическую стратегию России на период до 2035 го- да // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/node/17491.

3. Романова В.В. Общая характеристика источников энергетического права. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть : учебник / под редакцией В.В. Романовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрист, 2015. С. 45–46.

4. Романова В.В. Международные договоры как источник энергетического права. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть : учебник / под редакцией В.В. Романовой. 2-е изд.,перераб. и доп. Моск- ва : Юрист, 2015. С. 58–86.

5. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

6. Матвиенко предложила ввести единую госполитику по формированию тарифов на электроэнергию // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/7860691.

7. Неэкономические грани экономики. Непознанное взаимовлияние : научные и публицистические замет- ки обществоведов : сборник статей / руководитель междисциплинарного проекта и научный редактор О.Т. Богомолова ; заместитель руководителя междисциплинарного проекта Б.Н. Кузык. Москва : ИНЭС, 2010. 796 с.

8. Зеккер Ф.Ю. Энергетическое право, как комплексная отрасль права Германии / Ф.Ю. Зеккер ; перевод Е.В. Тимофеевой // Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / под редакцией П.Г. Лахно, Ф.Ю. Зеккер. Москва : Юрист, 2011. С. 88–106.

9. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / под редакцией П.Г. Лахно, Ф.Ю. Зеккер. Москва : Юрист, 2011. 1076 с.

10. Романова В.В. Современное состояние и тенденции развития правового регулирования в области исполь- зования атомной энергии : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2017. С. 9–32.

11. Матвиенко предложила ввести единую госполитику по формированию тарифов на электроэнергию // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/7860691.

12. Романова В.В. Проблемы, стратегические цели и задачи правового обеспечения энергетической безопас- ности и защиты прав участников энергетических рынков энергии : монография / под редакцией В.В. Ро- мановой. Москва : Юрист, 2019. С. 14–49.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх