Когнитивная роль догматического знания: реальность, мышление, обучение

 
Код статьиS004287440007166-7-1
DOI10.31857/S004287440007166-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Начальник отдела
Аффилиация: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Адрес: Москва, 105005, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы99-109
Аннотация

Разработка эпистемологии догматического знания, отделяющей его от догматизма, способна пролить свет на сложные вопросы, касающиеся продвижения социальных новшеств, формирования мышления высокого уровня, создания познавательно активных форм обучения, в том числе для образования одарённых. В статье даётся эпистемологически панорамная экспликация проблематики догматического знания под углом зрения идентификации его когнитивно-активного статуса. Показано, что догматическое знание, как таковое, не является эпифеноменом догматизма и обуславливает познавательно ключевые функции интерпретации реальности, работы мышления, процесса обучения. Дана характеристика догматического знания в качестве знания-основы, обеспечивающего устойчивость когнитивным процессам. Определены три формы когнитивной активности догматического знания – рационально-процессуальная, сублимативная, эмотивно-суггестивная и рассмотрены их проявления в обучении. Выявлена фундаментальная роль догматического знания в процессах мышления, создающего новое. Сделан вывод о том, что догматическое знание, как таковое, – не эпифеномен догматизма. Оно составляет необходимую часть обучения, социальной жизни и личного существования.

Ключевые словадогматическое знание, общество, мышление, обучение, познание, когнитивная активность, сублимация, бессознательное, эмоция, суггестия
Получено09.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов32954
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 «Борьба разума состоит в том, чтобы преодолеть то, что фиксировано рассудком»
2 Гегель
3

Введение

4 Догматические феномены традиционно связывают с негативным социальным опытом – закрытыми обществами, фундаментализмом, научной аристократией, инквизицией, etc. Психологически догматизм опирается на веру и убеждения, эпистемологически – на догматическое знание. Догматическое знание в познавательной структуре личности есть знание, имеющее статус устойчивой истины; оно защищено от внутренней критики и сомнения на внерациональном уровне. К категории догматического знания относятся, например, содержания убеждений, допускающие внешнее критическое отношение, и религиозные догматы, исключающие его.
5 Религиозный догмат представляет собой свидетельство мысли о неизменной истине, которое выражено в понятиях и определениях. Будучи прежде всего изречённой истиной, «догматы не развиваются и не изменяются; раз установленный догмат есть вечное и уже неприкосновенное “правило веры”» [Флоровский 1931 12, 13]. Здесь пролегает граница между наукой и теологией. Здесь наступают «сумерки любой идеи, стремящейся превратить науку во что-то близкое религии» [Meyerson 2012, 226].
6 Догматическое знание есть фундаментальный эпистемический феномен, связующий реальность, мышление и обучение. Оно схватывает их в консервативной ловушке, делая взаимной добычей. Реальность, канонизируя устоявшиеся формы жизни, навязывает образцы мышлению и включает их в обучение. Мышление, следуя когнитивными предубеждениям, конструирует по ним реальность и стандартизирует обучение. Обучение инкорпорирует догматы в реальность и мышление, выстраивая мир, действующий и думающий по их лекалам. Вместе с тем отношение догматического знания к реальности, мышлению, обучению выходит далеко за пределы консервативной схемы. Мир хочет нéчто большего, чем просто сохранения. Цель данной статьи – проявить когнитивно-активную роль догматического знания.
7

Догматическое знание как застывшее знание

8 Как всякое знание, догматическое знание формируется в процессе вырастания в индивидуальной психике [Карпов 2017, 26–29]. Оно берёт начало из устойчивых данных практической деятельности, мнений авторитетов, обычаев, общепринятых представлений и предрассудков. Представляясь абсолютно надёжным, оно становится само собой разумеющимся, бесспорным, не требующим подтверждения и в конечном счёте тем, во что следует верить или чему следовать, т.е. непогрешимым и безусловным. Ставши таковым, оно используется как имя, как этикетка, отсылающие к сосуду с запечатанным содержанием.
9 Догматическое знание находится за пределами критического восприятия, однако это не значит, что оно всегда обретается в результате некритического отношения. Так, поведенческие установки – это не только предмет воспитания, но и результат осмысления повседневной практики и судьбоносных событий, который становится непреложным правилом. Социальная теория, ставшая политической доктриной, использует критику негативной реальности для утверждения своих идеологем. В догмы их превращают пропаганда и манипуляции массовым сознанием, подменяющие реальность и тем самым выводящие их за пределы критического мышления.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1709

Оценка читателей: голосов 0

1. Doll, William E. (1993) A Post-modern Perspective on Curriculum.: Teacher College Press, Columbia University, N.Y. and London.

2. Karpov, Alexander O. (2008) УDiscourse: Classification of ContextsФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2008), pp. 74Ц87. In Russian.

3. Karpov, Alexander O. (2011) УRecearch Education: Key ConceptsФ, Pedagogika, Vol. 3 (2011), pp. 20Ц30. In Russian.

4. Karpov, Alexander O. (2012) УEpistemic Object and the Psycho-cultural ComprehensionФ, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2012), pp. 75Ц86. In Russian.

5. Karpov, Alexander O. (2013) УTranslogical ThinkingФ, Philosophical Sciences, Vol. 11 (2013), pp. 53Ц66. In Russian.

6. Karpov, Alexander O. (2016) УThe Influence of Christianity on the Formation of the New Time MathesisФ, Herald of the Russian Academy of Sciences, Vol. 10 (2016), pp. 933Ц940. In Russian.

7. Karpov, Alexander O. (2017) УThe Knowledge Society: 'Knowledge' vs 'Information'Ф, Philosophical Sciences, Vol 12 (2017), pp. 19Ц36. In Russian.

8. Karpov, Alexander O. (2018) УEducation in the FutureФ, Obshchestvennye Nauki I Sovremennost, Vol. 5 (2018), pp. 115Ц124. In Russian.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх