The Cognitive Role of Dogmatic Knowledge: Reality, Thinking, Learning

 
PIIS004287440007166-7-1
DOI10.31857/S004287440007166-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of Department
Affiliation: Bauman Moscow State Technical University
Address: 5/1, Baumanskaya 2-ya str., Moscow, 105005, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 10
Pages99-109
Abstract

The development of dogmatic knowledge epistemology that separates it from dogmatism can shed light on challenging issues concerning the promotion of social innovations, the formation of higher-level thinking, the creation of cognitively-active forms of education, including of gifted education. The work gives epistemologically panoramic explication of the dogmatic knowledge problematics from the standpoint of identifying its cognitive-active status. It is shown that dogmatic knowledge, as it is, is not an epiphenomenon of dogmatism and determines cognitively key functions of interpretation of reality, thinking, and learning process. Characteristic of dogmatic knowledge are given as a knowledge-basis ensuring the stability for cognitive processes. Three forms of cognitive activity of dogmatic knowledge are defined – rational-processual, sublimative, emotive-suggestive, and their manifestations in learning are studied. The fundamental role of dogmatic knowledge in the processes of thinking creating a new one is identified. It is concluded that dogmatic knowledge, in itself, is not an epiphenomenon of dogmatism. It is a necessary part of learning, social life and personal existence.

Keywordsdogmatic knowledge, society, thinking, learning, cognition, cognitive activity, sublimation, unconscious mind, emotion, suggestion
Received09.11.2019
Publication date02.12.2019
Number of characters32954
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 «Борьба разума состоит в том, чтобы преодолеть то, что фиксировано рассудком»
2 Гегель
3

Введение

4 Догматические феномены традиционно связывают с негативным социальным опытом – закрытыми обществами, фундаментализмом, научной аристократией, инквизицией, etc. Психологически догматизм опирается на веру и убеждения, эпистемологически – на догматическое знание. Догматическое знание в познавательной структуре личности есть знание, имеющее статус устойчивой истины; оно защищено от внутренней критики и сомнения на внерациональном уровне. К категории догматического знания относятся, например, содержания убеждений, допускающие внешнее критическое отношение, и религиозные догматы, исключающие его.
5 Религиозный догмат представляет собой свидетельство мысли о неизменной истине, которое выражено в понятиях и определениях. Будучи прежде всего изречённой истиной, «догматы не развиваются и не изменяются; раз установленный догмат есть вечное и уже неприкосновенное “правило веры”» [Флоровский 1931 12, 13]. Здесь пролегает граница между наукой и теологией. Здесь наступают «сумерки любой идеи, стремящейся превратить науку во что-то близкое религии» [Meyerson 2012, 226].
6 Догматическое знание есть фундаментальный эпистемический феномен, связующий реальность, мышление и обучение. Оно схватывает их в консервативной ловушке, делая взаимной добычей. Реальность, канонизируя устоявшиеся формы жизни, навязывает образцы мышлению и включает их в обучение. Мышление, следуя когнитивными предубеждениям, конструирует по ним реальность и стандартизирует обучение. Обучение инкорпорирует догматы в реальность и мышление, выстраивая мир, действующий и думающий по их лекалам. Вместе с тем отношение догматического знания к реальности, мышлению, обучению выходит далеко за пределы консервативной схемы. Мир хочет нéчто большего, чем просто сохранения. Цель данной статьи – проявить когнитивно-активную роль догматического знания.
7

Догматическое знание как застывшее знание

8 Как всякое знание, догматическое знание формируется в процессе вырастания в индивидуальной психике [Карпов 2017, 26–29]. Оно берёт начало из устойчивых данных практической деятельности, мнений авторитетов, обычаев, общепринятых представлений и предрассудков. Представляясь абсолютно надёжным, оно становится само собой разумеющимся, бесспорным, не требующим подтверждения и в конечном счёте тем, во что следует верить или чему следовать, т.е. непогрешимым и безусловным. Ставши таковым, оно используется как имя, как этикетка, отсылающие к сосуду с запечатанным содержанием.
9 Догматическое знание находится за пределами критического восприятия, однако это не значит, что оно всегда обретается в результате некритического отношения. Так, поведенческие установки – это не только предмет воспитания, но и результат осмысления повседневной практики и судьбоносных событий, который становится непреложным правилом. Социальная теория, ставшая политической доктриной, использует критику негативной реальности для утверждения своих идеологем. В догмы их превращают пропаганда и манипуляции массовым сознанием, подменяющие реальность и тем самым выводящие их за пределы критического мышления.

Number of purchasers: 1, views: 1707

Readers community rating: votes 0

1. Doll, William E. (1993) A Post-modern Perspective on Curriculum.: Teacher College Press, Columbia University, N.Y. and London.

2. Karpov, Alexander O. (2008) “Discourse: Classification of Contexts”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2008), pp. 74–87. In Russian.

3. Karpov, Alexander O. (2011) “Recearch Education: Key Concepts”, Pedagogika, Vol. 3 (2011), pp. 20–30. In Russian.

4. Karpov, Alexander O. (2012) “Epistemic Object and the Psycho-cultural Comprehension”, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2012), pp. 75–86. In Russian.

5. Karpov, Alexander O. (2013) “Translogical Thinking”, Philosophical Sciences, Vol. 11 (2013), pp. 53–66. In Russian.

6. Karpov, Alexander O. (2016) “The Influence of Christianity on the Formation of the New Time Mathesis”, Herald of the Russian Academy of Sciences, Vol. 10 (2016), pp. 933–940. In Russian.

7. Karpov, Alexander O. (2017) “The Knowledge Society: 'Knowledge' vs 'Information'”, Philosophical Sciences, Vol 12 (2017), pp. 19–36. In Russian.

8. Karpov, Alexander O. (2018) “Education in the Future”, Obshchestvennye Nauki I Sovremennost, Vol. 5 (2018), pp. 115–124. In Russian.

Система Orphus

Loading...
Up