Joy as a Category of Philosophical and Mystical Teachings

 
PIIS004287440007163-4-1
DOI10.31857/S004287440007163-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University
Address: 33, Universitetskaya str., Sevastopol
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 10
Pages66-75
Abstract

Experiencing feelings of joy and happiness is one of the important consequences of mystical experience. This experience is important for a modern person who is often depressed and is not satisfied with life. There are differences between the world mystical traditions regarding understanding of the essence of joy and the main causes of its experience. The joy is seen as an attribute of the Absolute reality and the result of enlightened state of consciousness in the immanent mysticism. The joy is perceived as a result of the restoration of the lost unity with the Absolute in the transcendent and immanent mysticism, that keeps the distance between the Absolute-Creator and the man- creation. Several ways to achieve joy are possible: 1) unity with the Absolute; 2) love for the Absolute and serving to the Absolute; 3) acceptance of all sufferings and trials; 4) finding internal integrity; 5) celebration of life in all its manifestations. 

Keywordsmysticism, Absolute, joy, unity, internal integrity, holism, suffering, service, celebration of life
Received09.11.2019
Publication date02.12.2019
Number of characters28837
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 На современном этапе опыт мистических учений мира все больше привлекает к себе внимание научного сообщества. Актуальность темы не вызывает сомнений: современный человек, не удовлетворенный ценностями цивилизации потребления, испытывает духовный голод и ищет выход из кризиса. Все более приходит понимание того, что невозможно удовлетворить духовные потребности, живущие в каждом из нас, исключительно материальными ценностями. Мистические учения интересны и важны тем, что в них проведен анализ сущностных основ человеческого бытия и предложены пути реализации нашего духовного потенциала.
2 Если обратиться к исследованиям феномена мистики, можно увидеть, что многие авторы указывали на качественную трансформацию психического состояния всех тех, кто переживал мистический опыт. Одним из важнейших параметров является чувство радости, счастья, блаженства, глубокого и максимально полного удовлетворения жизнью. Например, У. Стейс особенно выделяет среди «универсальных, общих характеристик мистицизма во всех культурах, эпохах, религиях и цивилизациях» такую как «ощущение блаженства, радости, счастья, удовольствия» [Stace 1961, 132]. Также и Ф. Стренг, характеризуя мистический опыт, утверждал, что он приносит человеку чувство радости и блаженства [Кимелев 1989, 126]. Э. Фромм, сравнивая психологические особенности «гуманистической» и «авторитарной» религий, писал, что гуманистическая религия существует не во имя абстрактных и далеких идеалов – «жизни после смерти» или «будущего человечества» – но во имя реальной жизни «здесь и сейчас». «Цель человека в такой религии – достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель – в самореализации, а не в послушании… Преобладающее настроение – радость, а не страдание и вина, как в авторитарной религии» [Фромм 1989, 168, 175]. А.Г. Маслоу был убежден, что среди качеств самоактуализированных личностей, к которым он также причислял всех тех, кто пережил мистический опыт, относятся способность периодически испытывать радость и счастье, а также обладание «философским чувством юмора». Описывая такого человека, психолог подчеркивал, что «даже повседневность становится для него источником радости и возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг» [Маслоу 1999 web].
3 Бесспорно, существуют различия между мистическими учениями мира в понимании природы и причин радости. Прежде всего, эти различия заметны между традициями имманентной и трансцендентно-имманентной мистики. Имманентная мистика, которая лишена представлений о сверхъестественной абсолютной реальности, признает, что мистик имеет с Абсолютом единую сущность. Трансцендентно-имманентная (антиномическая) мистика характерна для «религий откровения», которые, опираясь на идеи монотеизма и креационизма, утверждают разноприродность Бога-Абсолюта и мира. В каждом типе мистики возникло большое разнообразие традиций в зависимости от решения вопроса о соотношении материального и идеального бытия [Жиртуева 2018, 34–35].

Number of purchasers: 0, views: 1354

Readers community rating: votes 0

1. Andrae, Tor (1960) Islamishe Mystiker, W. Kohlhammer GmbH, Stuttgart (Russian Translation 2003).

2. Bychkov, Victor V. (1991) Small History of Byzantine aesthetics, Pyt’ k istine, Êiev (in Russian).

3. Fedorova, Marina V. (2017) “Laughter as a religious phenomenon”, Philosophy and Culture, Vol. 2 (2017), pp. 123–135. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.2.21966. (in Russian).

4. Fromm, Erich S. (1989) “Psychoanalysis and Religion”, Twilight of the Gods, Politizdat, Ìoscow, 1989, pp. 143–221 (in Russian).

5. Golozubov, Aleksandr V. (2009) Theology of laughter as a phenomenon of Western culture, Exclusive, Kharkov (in Russian).

6. Hismatulin, Aleksei A. (2003) Sufism, Azbuka-classica, Peterburgskoe vostokovedenie, St. Petersburg.

7. Honigsman, Jacob S., Naiman, Anatoly Ya. (1992) Jews of Ukraine. A brief history essay, Part 1, Ukrainsko-finskiy institut menedzhmenta i biznesa, Kiev (in Russian).

8. Huxley, Aldous (1944) The Perennial Philosophy, Chatto & Windus, London (Russian Translation 1997).

9. Kimelev, Yurii À. (1985) Modern Bourgeois Philosophical and Religious Anthropology, Mysl’, Moscow (in Russian).

10. Klimkov, Oleg S. (2008) “Palamism as theoretical comprehension of the east-christian hesychastic tradition”, Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, Vol. 81 (2008), pp. 30–40 (in Russian).

11. Maslow, Abraham H. (1970) Motivation and Personality, Harper & Row, New York (Russian Translation 1999).

12. Safronova, Ekaterina S. (1980) “Zen laughter as a reflection of an archaic agricultural holiday”, Symbolism of cults and rituals of the peoples of foreign Asia, Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, Moscow, pp. 68–78 (in Russian).

13. Smith, Lacely B. (1997) Fools, martyrs, traitors. The story of martyrdom in the western world, Northwestern University Press.

14. Stace, Walter T. (1961) Mysticism and Philosophy, Macmillan, London.

15. Suzuki, Daisetsu T. (1970) Zen and Japanese Culture, Princeton, New York.

16. Zhirtueva, Natalia S. (2018) Philosophical and mystical traditions of the world, Vuzovskii uchebnik, INFRA-M, Moscow (in Russian).

17. Zhirtueva, Natalia S. (2016) “Tantrism in the context of comparative analysis of philosophical and mystical traditions of the world”, Paradigms of History and Social Development, Vol. 4 (2016), pp. 26–36 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up