Радость как категория философско-мистических учений

 
Код статьиS004287440007163-4-1
DOI10.31857/S004287440007163-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета
Адрес: Севастополь, ул. Университетская, д. 33
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы66-75
Аннотация

Одним из важных следствий мистического опыта является переживание чувства радости и счастья. Этот опыт важен для современного человека, который часто находится в депрессивных состояниях и не удовлетворен жизнью. Существуют различия между мистическими традициями мира относительно понимания сущности радости и основных причин ее переживания. В имманентной мистике радость рассматривается как атрибут Абсолютной реальности и результат просветленного состояния сознания. В трансцендентно-имманентной мистике, сохраняющей дистанцию между Абсолютом-Творцом и человеком-творением, радость воспринимается как результат восстановления утраченного единства с Абсолютом. Возможно несколько путей достижения радости: 1) единство с Абсолютом; 2) любовь к Абсолюту и служение Абсолюту; 3) принятие всех страданий и испытаний; 4) обретение внутренней целостности; 5) празднование жизни во всех ее проявлениях.

Ключевые словамистицизм, Абсолют, радость, единство, холизм, внутренняя целостность, страдания, служение, празднование жизни
Получено09.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов28837
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На современном этапе опыт мистических учений мира все больше привлекает к себе внимание научного сообщества. Актуальность темы не вызывает сомнений: современный человек, не удовлетворенный ценностями цивилизации потребления, испытывает духовный голод и ищет выход из кризиса. Все более приходит понимание того, что невозможно удовлетворить духовные потребности, живущие в каждом из нас, исключительно материальными ценностями. Мистические учения интересны и важны тем, что в них проведен анализ сущностных основ человеческого бытия и предложены пути реализации нашего духовного потенциала.
2 Если обратиться к исследованиям феномена мистики, можно увидеть, что многие авторы указывали на качественную трансформацию психического состояния всех тех, кто переживал мистический опыт. Одним из важнейших параметров является чувство радости, счастья, блаженства, глубокого и максимально полного удовлетворения жизнью. Например, У. Стейс особенно выделяет среди «универсальных, общих характеристик мистицизма во всех культурах, эпохах, религиях и цивилизациях» такую как «ощущение блаженства, радости, счастья, удовольствия» [Stace 1961, 132]. Также и Ф. Стренг, характеризуя мистический опыт, утверждал, что он приносит человеку чувство радости и блаженства [Кимелев 1989, 126]. Э. Фромм, сравнивая психологические особенности «гуманистической» и «авторитарной» религий, писал, что гуманистическая религия существует не во имя абстрактных и далеких идеалов – «жизни после смерти» или «будущего человечества» – но во имя реальной жизни «здесь и сейчас». «Цель человека в такой религии – достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель – в самореализации, а не в послушании… Преобладающее настроение – радость, а не страдание и вина, как в авторитарной религии» [Фромм 1989, 168, 175]. А.Г. Маслоу был убежден, что среди качеств самоактуализированных личностей, к которым он также причислял всех тех, кто пережил мистический опыт, относятся способность периодически испытывать радость и счастье, а также обладание «философским чувством юмора». Описывая такого человека, психолог подчеркивал, что «даже повседневность становится для него источником радости и возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг» [Маслоу 1999 web].
3 Бесспорно, существуют различия между мистическими учениями мира в понимании природы и причин радости. Прежде всего, эти различия заметны между традициями имманентной и трансцендентно-имманентной мистики. Имманентная мистика, которая лишена представлений о сверхъестественной абсолютной реальности, признает, что мистик имеет с Абсолютом единую сущность. Трансцендентно-имманентная (антиномическая) мистика характерна для «религий откровения», которые, опираясь на идеи монотеизма и креационизма, утверждают разноприродность Бога-Абсолюта и мира. В каждом типе мистики возникло большое разнообразие традиций в зависимости от решения вопроса о соотношении материального и идеального бытия [Жиртуева 2018, 34–35].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1359

Оценка читателей: голосов 0

1. Andrae, Tor (1960) Islamishe Mystiker, W. Kohlhammer GmbH, Stuttgart (Russian Translation 2003).

2. Bychkov, Victor V. (1991) Small History of Byzantine aesthetics, PytТ k istine,  iev (in Russian).

3. Fedorova, Marina V. (2017) УLaughter as a religious phenomenonФ, Philosophy and Culture, Vol. 2 (2017), pp. 123Ц135. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.2.21966. (in Russian).

4. Fromm, Erich S. (1989) УPsychoanalysis and ReligionФ, Twilight of the Gods, Politizdat, ћoscow, 1989, pp. 143Ц221 (in Russian).

5. Golozubov, Aleksandr V. (2009) Theology of laughter as a phenomenon of Western culture, Exclusive, Kharkov (in Russian).

6. Hismatulin, Aleksei A. (2003) Sufism, Azbuka-classica, Peterburgskoe vostokovedenie, St. Petersburg.

7. Honigsman, Jacob S., Naiman, Anatoly Ya. (1992) Jews of Ukraine. A brief history essay, Part 1, Ukrainsko-finskiy institut menedzhmenta i biznesa, Kiev (in Russian).

8. Huxley, Aldous (1944) The Perennial Philosophy, Chatto & Windus, London (Russian Translation 1997).

9. Kimelev, Yurii ј. (1985) Modern Bourgeois Philosophical and Religious Anthropology, MyslТ, Moscow (in Russian).

10. Klimkov, Oleg S. (2008) УPalamism as theoretical comprehension of the east-christian hesychastic traditionФ, Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, Vol. 81 (2008), pp. 30Ц40 (in Russian).

11. Maslow, Abraham H. (1970) Motivation and Personality, Harper & Row, New York (Russian Translation 1999).

12. Safronova, Ekaterina S. (1980) УZen laughter as a reflection of an archaic agricultural holidayФ, Symbolism of cults and rituals of the peoples of foreign Asia, Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, Moscow, pp. 68Ц78 (in Russian).

13. Smith, Lacely B. (1997) Fools, martyrs, traitors. The story of martyrdom in the western world, Northwestern University Press.

14. Stace, Walter T. (1961) Mysticism and Philosophy, Macmillan, London.

15. Suzuki, Daisetsu T. (1970) Zen and Japanese Culture, Princeton, New York.

16. Zhirtueva, Natalia S. (2018) Philosophical and mystical traditions of the world, Vuzovskii uchebnik, INFRA-M, Moscow (in Russian).

17. Zhirtueva, Natalia S. (2016) УTantrism in the context of comparative analysis of philosophical and mystical traditions of the worldФ, Paradigms of History and Social Development, Vol. 4 (2016), pp. 26Ц36 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх