Jan Patočka on F.M. Dostoevsky’s Philosophy

 
PIIS004287440006332-0-1
DOI10.31857/S004287440006332-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate student; trainee-researcher
Affiliation:
The National Research University Higher School of Economics
The International Laboratory for the Study of Russian-European Intellectual Dialogue
Address: Moscow, 20 Myasnitskaya Str., Moscow 101000, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages210-218
Abstract

The article analyzes the influence of F.M. Dostoevsky’s works on the philosophical views of Jan Patochka – a Czech phenomenologist and a public figure of the 20th century. Another purpose of the article is to demonstrate the specifics of interpretation by the Czech thinker of Dostoevsky’s philosophical ideas. The author notes that the influence becomes especially noticeable in the late period of Patochka's work, when he turns to the works of Dostoevsky in the context of the political and existential themes of the philosophy of history. The focus pf his attention is on The Brothers Karamazov, Notes from the Underground, and The Dream of a Ridiculous Man. The Czech thinker interprets these works by correlating Dostoevsky’s ideas in them with the actual spiritual and sociopolitical situation of the time and by revealing their proximity to the ideas of I. Kant. The author thoroughly examines Patochka’s point that Dostoevsky, as well as Kant, is a philosopher of sence and concludes that it were Dostoevsky’s works where Patochka saw the answer to the question arising after Kant's discovery of moral theology: is a moral purpose capable of giving meaning to the world? To substantiate this conclusion, the author observes how Patochka interprets the consonance between Kant's philosophy and the novel The Brothers Karamazov, as well as Dostoevsky's "programmatic" work, Notes from the Underground.

KeywordsDostoevsky, Patočka, philosophy of history, existentialism, demonism
AcknowledgmentThis research is funded by Project 5-100
Received22.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters28115
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Ян Паточка (1907–1977) – один из наиболее известных чешских философов, близкий по своим морально-практическим убеждениям Томашу Масарику, феноменолог, автор работ по моральной философии и правозащитник – с огромным вниманием относился к творчеству Федора Михайловича Достоевского. Это был не просто профессиональный интерес, но, в значительной мере, экзистенциальная составляющая его личной философской позиции. Он не только интерпретирует идеи Достоевского в своих работах, но во многом расценивает их как руководство к действию. Этим отличается вся его философия: он стремится воплотить ее в жизнь, или, как минимум, стремится избежать диссонанса между собственной жизнью, между своими поступками и своей философией. Его рассуждения об идеях Достоевского не ограничиваются профессиональными ссылками на труды писателя в определенном контексте (философском, политическом, экзистенциальном), он уделял значительное внимание непосредственному анализу и интерпретации его художественных произведений. Он именно размышлял об их философской составляющей.
2 В первом случае перед читателем возникают отсылки к Достоевскому, которые или подкрепляют мысль Паточки, или становятся базой для сравнения идей Достоевского и Т.Г. Масарика, или являются основанием собственного рассуждения Паточки (которое не относится к текстам Достоевского непосредственно). Таким образом, это некие упоминания творчества или идей Достоевского, которые, однако, не являются случайными и служат основанием дальнейшего размышления философа. Примерами таких «упоминаний» могут стать следующие эпизоды: в работе «Титанизм» Паточка сравнивает вводимое Масариком понятие «титанизма» и понимание нигилизма Достоевским. Он вводит это сравнение ради лучшего изображения идей Масарика, которые также неотрывно связаны с философскими идеями Достоевского1. Другим примером простых упоминаний Достоевского в работах Паточки является текст «К вопросу о Plastic People of The Universe и DG 3072». В нем Паточка отталкивается от рассказа Достоевского «Сон смешного человека», но переворачивает сюжетную линию: вместо планеты непорочных людей, на которой появляется греховный человек, он ведет рассуждение о порочном мире, в котором появляются безгреховные люди. В конце концов, он задается вопросом, испортит ли порочный мир безгреховных людей или они смогут устоять от соблазнов порока, но оставляет этот вопрос без однозначного ответа, сохраняя при этом веру в то, что человек будет бороться против комфорта и простой жизни, цель которой ‒ удовлетворение первичных потребностей. 1. Сам Масарик признавал, что идеи Достоевского были ему близки. На протяжении творческого пути он часто возвращался к творчеству Достоевского как в контексте исследований чешской литературы, так и в контексте философских рассуждений. Кроме того, Масарик считал Достоевского ключом к пониманию т.н. «русского вопроса», а также посвятил ему трехтомник «Россия и Европа», в котором подробно разбирает творчество и публицистику Достоевского. В свою очередь, Паточка считал, что Масарик понял Достоевского недостаточно глубоко.

2. Здесь сохранены оригинальные английские названия, поскольку «Plastic People of The Universe» и «DG 307» были андеграундными чешскими музыкальными коллективами. Текст был написан Паточкой как рассуждение о задержании участников групп чешским правительством.
3 Что касается непосредственной интерпретации художественных и философских работ Достоевского, примерами такого рода размышлений являются тексты Паточки «О философии религии Масарика» и «Еретические эссе о философии истории». Паточка не просто упоминает Достоевского, но выстраивает собственную аргументацию на основании его идей. Хотя сами «Еретические эссе» не концентрируются на произведениях Достоевского – Паточка рассуждает о том, как развивалась история и какие факторы влияли на ее развитие – в них заметны некоторые идеи Достоевского, которые исследователь подчеркивает как значимые для собственной концепции. «Еретические эссе о философии истории» и «О философии религии Масарика» ‒ это последние работы Паточки. На первый взгляд, они не совпадают по тематике, однако как показывает современный исследователь Людгер Хагедорн оба текста связаны проблемой смысла. Хагедорн отмечает, что основной вопрос «Еретических эссе» ‒ о смысле истории, а главная тема «О философии…» ‒ о смысле человеческого существования, человеческой жизни: «Завершающее исследование Паточки радикализирует тот же вопрос. Смысл больше не отражается через историю и с помощью истории как его медиума. Напротив, проблема ставится прямо: имеет ли смысл человеческая жизнь? Необходимо ли человеческой жизни иметь смысл и если да, то почему?» [Hagedorn 2015, 182]. Обе работы, таким образом, стремятся объяснить проблему смысла и ведут нас к феноменологии смысла.

Number of purchasers: 2, views: 1760

Readers community rating: votes 0

1. De Warren, Nicolas (2015) ‘The Gift of Eternity’, The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, XIV, pp. 161?181.

2. Hagedorn, Ludger (2015) ‘Fatigue of Reason. Patocka’s Reading of The Brothers Karamazov’, The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, XIV, pp. 181?199.

3. Kantor, Vladimir K. (2014) ‘In the Paradigm of Dante's Hell. Father Gorio and Crime and Punishment’, Voprosy Literatury, 5, pp. 25?61 (In Russian).

4. Shcherbina, Yuliya I. (2017) ‘The Demonic Origin in the F.M. Dostoevsky's Novel Crime and Punishment’, Chelovek, 5, pp. 118?126 (In Russian).

Система Orphus

Loading...
Up