Ян Паточка о философии Ф.М. Достоевского

 
Код статьиS004287440006332-0-1
DOI10.31857/S004287440006332-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирантка; стажер-исследователь
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога
Адрес: Москва, Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы210-218
Аннотация

В статье анализируется влияние произведений Ф.М. Достоевского на философские взгляды Яна Паточки ‒ чешского феноменолога и общественного деятеля XX столетия. Цель статьи состоит также в том, чтобы продемонстрировать особенности интерпретации чешским мыслителем философских идей Ф.М. Достоевского Автор статьи отмечает, что это влияние становится особенно заметным в поздний период творчества Паточки, когда он обращается к произведениям Достоевского в контексте политической и экзистенциальной тематики философии истории. В центре его внимания оказываются «Братья Карамазовы», «Записки из подполья» и «Сон смешного человека». Чешский мыслитель интерпретирует эти произведения, соотнося содержащиеся в них идеи Достоевского с актуальной духовной и социально-политической ситуацией того времени и выявляя их близость идеям Им. Кана. Автор обстоятельно рассматривает тезис Паточки о том, что Достоевский, как и Кант, является философом смысла и приходит к выводу, что именно в работах Достоевского Паточка видел ответ на вопрос, возникающий после открытия Кантом моральной теологии: действительно ли моральная цель способна придать миру смысл? Обосновывая этот вывод, автор прослеживает, как Паточка интерпретирует созвучность философии Канта и романа «Братья Карамазовы», а также «программного» произведения Достоевского – «Записок из подполья».

Ключевые словаДостоевский, Паточка, философия истории, экзистенциализм, демонизм
Источник финансированияИсследование финансировалось в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100»
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов28115
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ян Паточка (1907–1977) – один из наиболее известных чешских философов, близкий по своим морально-практическим убеждениям Томашу Масарику, феноменолог, автор работ по моральной философии и правозащитник – с огромным вниманием относился к творчеству Федора Михайловича Достоевского. Это был не просто профессиональный интерес, но, в значительной мере, экзистенциальная составляющая его личной философской позиции. Он не только интерпретирует идеи Достоевского в своих работах, но во многом расценивает их как руководство к действию. Этим отличается вся его философия: он стремится воплотить ее в жизнь, или, как минимум, стремится избежать диссонанса между собственной жизнью, между своими поступками и своей философией. Его рассуждения об идеях Достоевского не ограничиваются профессиональными ссылками на труды писателя в определенном контексте (философском, политическом, экзистенциальном), он уделял значительное внимание непосредственному анализу и интерпретации его художественных произведений. Он именно размышлял об их философской составляющей.
2 В первом случае перед читателем возникают отсылки к Достоевскому, которые или подкрепляют мысль Паточки, или становятся базой для сравнения идей Достоевского и Т.Г. Масарика, или являются основанием собственного рассуждения Паточки (которое не относится к текстам Достоевского непосредственно). Таким образом, это некие упоминания творчества или идей Достоевского, которые, однако, не являются случайными и служат основанием дальнейшего размышления философа. Примерами таких «упоминаний» могут стать следующие эпизоды: в работе «Титанизм» Паточка сравнивает вводимое Масариком понятие «титанизма» и понимание нигилизма Достоевским. Он вводит это сравнение ради лучшего изображения идей Масарика, которые также неотрывно связаны с философскими идеями Достоевского1. Другим примером простых упоминаний Достоевского в работах Паточки является текст «К вопросу о Plastic People of The Universe и DG 3072». В нем Паточка отталкивается от рассказа Достоевского «Сон смешного человека», но переворачивает сюжетную линию: вместо планеты непорочных людей, на которой появляется греховный человек, он ведет рассуждение о порочном мире, в котором появляются безгреховные люди. В конце концов, он задается вопросом, испортит ли порочный мир безгреховных людей или они смогут устоять от соблазнов порока, но оставляет этот вопрос без однозначного ответа, сохраняя при этом веру в то, что человек будет бороться против комфорта и простой жизни, цель которой ‒ удовлетворение первичных потребностей. 1. Сам Масарик признавал, что идеи Достоевского были ему близки. На протяжении творческого пути он часто возвращался к творчеству Достоевского как в контексте исследований чешской литературы, так и в контексте философских рассуждений. Кроме того, Масарик считал Достоевского ключом к пониманию т.н. «русского вопроса», а также посвятил ему трехтомник «Россия и Европа», в котором подробно разбирает творчество и публицистику Достоевского. В свою очередь, Паточка считал, что Масарик понял Достоевского недостаточно глубоко.

2. Здесь сохранены оригинальные английские названия, поскольку «Plastic People of The Universe» и «DG 307» были андеграундными чешскими музыкальными коллективами. Текст был написан Паточкой как рассуждение о задержании участников групп чешским правительством.
3 Что касается непосредственной интерпретации художественных и философских работ Достоевского, примерами такого рода размышлений являются тексты Паточки «О философии религии Масарика» и «Еретические эссе о философии истории». Паточка не просто упоминает Достоевского, но выстраивает собственную аргументацию на основании его идей. Хотя сами «Еретические эссе» не концентрируются на произведениях Достоевского – Паточка рассуждает о том, как развивалась история и какие факторы влияли на ее развитие – в них заметны некоторые идеи Достоевского, которые исследователь подчеркивает как значимые для собственной концепции. «Еретические эссе о философии истории» и «О философии религии Масарика» ‒ это последние работы Паточки. На первый взгляд, они не совпадают по тематике, однако как показывает современный исследователь Людгер Хагедорн оба текста связаны проблемой смысла. Хагедорн отмечает, что основной вопрос «Еретических эссе» ‒ о смысле истории, а главная тема «О философии…» ‒ о смысле человеческого существования, человеческой жизни: «Завершающее исследование Паточки радикализирует тот же вопрос. Смысл больше не отражается через историю и с помощью истории как его медиума. Напротив, проблема ставится прямо: имеет ли смысл человеческая жизнь? Необходимо ли человеческой жизни иметь смысл и если да, то почему?» [Hagedorn 2015, 182]. Обе работы, таким образом, стремятся объяснить проблему смысла и ведут нас к феноменологии смысла.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1571

Оценка читателей: голосов 0

1. De Warren, Nicolas (2015) СThe Gift of EternityТ, The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, XIV, pp. 161?181.

2. Hagedorn, Ludger (2015) СFatigue of Reason. PatockaТs Reading of The Brothers KaramazovТ, The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, XIV, pp. 181?199.

3. Kantor, Vladimir K. (2014) СIn the Paradigm of Dante's Hell. Father Gorio and Crime and PunishmentТ, Voprosy Literatury, 5, pp. 25?61 (In Russian).

4. Shcherbina, Yuliya I. (2017) СThe Demonic Origin in the F.M. Dostoevsky's Novel Crime and PunishmentТ, Chelovek, 5, pp. 118?126 (In Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх