The anthropic principle in the science of sports

 
PIIS004287440006325-2-1
DOI10.31857/S004287440006325-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages130-140
Abstract

Almost 100 years ago, the German philosopher M. Scheler wrote about sports that it is unlikely that some global social phenomenon deserves social and psychological study to the extent that sport deserves it. Sport has acquired an immeasurable scale and social significance, but so far not much attention has been paid to the social aspect of sport. American historian, sociologist and philosopher of sports A. Guttmann in the late 1970s commented on these words of the German philosopher as follows: after half a century,sport is still one of the most controversial and least studied phenomena of our time. Unfortunately, after another 50 years, little has changed in our understanding of sports.

The article reveals the current state and prospects of development of sports science. The article shows the synthesizing role of philosophy in the study of sports. To understand the features of sport as a socio-cultural phenomenon, the article applies the anthropic principle, first developed in natural science. It is shown that the anthropic principle is not only clarifying important sports issues, but also develops the anthropic principle as the principle of the observer.

Keywordssport, philosophy of sport, sports science, anthropic principle, observer, sports constants
Received22.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters33293
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Спорт не просто знаковое явление нашей эпохи, но еще и чрезвычайно противоречивое. Обратим внимание только на самые вопиющие парадоксы представлений о том, что такое спорт.
2 Досуг/развлечение. Неотъемлемым атрибутом спортивных состязаний является непредсказуемость исхода борьбы. Ясно, что если всегда одна сторона выигрывает, другая проигрывает, то вероятность поражения должна составлять в среднем 1/2. Какая человеческая деятельность может доставлять удовольствие, если на 50% она приносит неудовольствие? У кого может появиться охота заниматься этим рискованным делом? Не без оснований можно назвать такие состязания самым рискованным развлечением, или даже самым нелепым досугом. Некоторые психологи (не говоря уж о социальных реформаторах) вообще считают, что состязательные игры вредны.
3 Бизнес. Вокруг спорта крутятся огромные финансовые суммы, спортсмены получают буквально фантастические деньги. Спорт считается суперприбыльным бизнесом, но на самом деле любой крупный супермаркет дает в день больше дохода, чем Манчестер Юнайтед – самый популярный клуб в мире – за год. Цель бизнеса – прибыль. Спорт совсем не прибыльный бизнес. Вкладывать в него деньги может только сумасшедший. Или, по крайней мере, целью этих вложений является вовсе не прибыль, о чем лучше могут рассказать олигархи со всего мира.
4 Здоровье. Принято считать, что цель спорта – здоровье. Факты прямо противоречат этому утверждению. Профессиональные спортсмены работают на износ. Они не приобретают здоровье, а теряют его. Допинг, ставший почти обычным явлением в спорте, убивает его участников. Среди болельщиков распространен нездоровый образ жизни – неумеренное употребление алкоголя, чрезмерные переживания, драки и хулиганство.
5 Патриотизм и политика. Спорт, точнее, победы и медали, им обеспечиваемые, переполняют гордостью не один политический режим. Но как можно болеть за «свой» клуб, если в нем играют люди со всех концов света? Как возможно идентифицировать себя с «родным» клубом? То же самое относится и к национальной сборной. Можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны: почему в Китае или Африке сходятся не на жизнь, а на смерть люди, болеющие за противоборствующие команды английской премьер-лиги? С таким же успехом можно переживать за чемпионат по неизвестному состязанию марсианских команд.
6 Воспитание. С давних времен считалось, что спорт воспитывает не только тело, но и дух, укрепляя такие добродетели, как честность, целеустремлённость, характер, благородство, коллективизм/солидарность. Повсеместное использование допинга, практика «договорных» матчей, подкуп спортсменов, судей, тренеров и руководителей спорта заставляют серьезно усомниться в господстве указанных добродетелей в реальных ристалищах.
7 Культура. Термин «физическая культура» вроде бы является общепринятым. Но к какому виду культуры можно отнести спорт: массовой, популярной или к особому виду? Когда-то давно один француз сказал об английском футболе: «Если англичане называют это игрой, то что тогда они называют дракой?». Многие люди и сейчас именно так воспринимают спорт.

Number of purchasers: 2, views: 1677

Readers community rating: votes 0

1. Elias, Norbert, Dunning, Eric. (1986) The Quest for Excitement: Sport and Leisure in the Civilizing Process. Oxford.

2. Fedulov, Michael V., Panov, Nikolay V., Loginova, Nadezda A., Savelyev, Alexander.V., Kositsyn, Nikolay S. (2017) ‘There are neurolocomotor principles of movements construction used in martial arts’, Neurocomputers: development, application, ¹ 8, pp. 41–43 (in Russian).

3. Guttmann, Allen (2016) From Ritual to Record: The Nature of Modern Sports. Publisher Gaidars Institute, Moscow (in Russian).

4. Huizinga, Johan (2011) Homo Ludens: A Study of the Play-Element in Culture, Ivan Limbach Publishing House, Moscow (in Russian).

5. Kazyutinsky, Vadim V., Balashov, Yuri V. (1989) Anthropic principle. History and modernity, Priroda, ¹ 1, pp. 23-32 (in Russian).

6. Lasch, Christopher (2006) ‘The Culture of Narcissism’, Logos, ¹ 3, pp. 23–40 (in Russian).

7. Makarov, Leonid M. (2016) ‘Sudden cardiac death and cardiac arrest among spectators during football matches: according to international experts’, Extreme situation medicine, ¹ 4 (58), pp. 58-62 (in Russian).

8. Michiko, Yoshie, Nagai, Yoko, Critchley, Hugo D. & Harrison, Neil A. (2016) ‘Why I tense up when you watch me: Inferior parietal cortex mediates an audience’s influence on motor performance’, Scientific Reports, v. 6, Article number 19305.

9. Nenashev, Michael I. (2012) ‘Anthropic principle and the problem of the observer’, Voprosy Filosofii, 2012. Vol. 4, pp. 64–74 (in Russian).

10. Okun, Lev B. (1991) ‘Fundamental constants of physics’, Uspehi fizicheskih nauk, vol. 161, ¹ 9, pp. 177–194 (in Russian).

11. Monod, Olivier (2012) Euro 2012: la television deforme le football. 27.06.2012. http://www.slate.fr/life/58481/euro-2012-television-deforme-football

12. Petrunin, Yuri Yu (2012). ‘Football Performance Management’, Public Administration. E-journal, ¹ 35, pp. 1–23 (in Russian).

13. Petrunin, Yuri Yu. (2017) ‘Lapis Philosophorum, Artificial Intelligence and Perpetuum Mobile: The Evolution of Mutual Relations of Myth and Science’, Voprosy Filosofii, vol. 3, pp. 42?51 (In Russian).

14. Petrunin, Yuri Yu., Chataeva, Olga S., Bagatyrova, Asiat B. (2016) ‘How can a woman be a football fan?’, Public Administration, E-journal, ¹ 54, pp. 5–38 (in Russian).

15. Scheler, Max (1927) ‘Begleitwort‘, Peters, Alfred Psychologie des Sports. Seine Konfrontierung mit Spiel und Kampf, Der Neue Geist Verlag, Leipzig, S. XII-XIII.

16. Scheler, Ìax (1928) Die stellung des menschen im kosmos, Otto Reichi Verlag, Darmstadt.

17. Volosnikov, Georgy ‘Virtual battle. How to invest in a young and fast-growing e-sports market’, Finansist, ¹ 2 (12), pp. 19–22 (in Russian).

18. Wesson, John (2002) The Science of Soccer, IOP Publishing Ltd., London, Bristol, Philadelphia.

Система Orphus

Loading...
Up