Антропный принцип в науке о спорте

 
Код статьиS004287440006325-2-1
DOI10.31857/S004287440006325-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы130-140
Аннотация

Почти 100 лет назад немецкий философ М. Шелер утверждал, что вряд ли какой-то общемировой современный феномен заслуживает социологического и психологического изучения в той степени, в какой его заслуживает спорт. Спорт приобрел неизмеримый масштаб и социальную значимость, но этому аспекту спорта не уделялось большого внимания. Американский историк, социолог и философ спорта А. Гуттман в конце 1970-х гг. прокомментировал эти слова немецкого философа следующим образом: но и через полвека спорт остается одним из самых спорных и наименее проясненных явлений нашего времени. К сожалению, и спустя еще 50 лет мало что изменилось.

В статье раскрывается современное состояние и перспективы развития спортивной науки. Показана роль философии в изучении спорта. Для понимания особенностей спорта как социально-культурного явления в статье применяется антропный принцип, впервые разработанный в естествознании. Показано, что использование антропного принципа не только проясняет важные вопросы спорта (его природу, генезис, структуру), но и развивает сам антропный принцип как принцип наблюдателя.

Ключевые словаспорт, спортивная наука, философия спорта, антропный принцип, наблюдатель, спортивные константы
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов33293
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Спорт не просто знаковое явление нашей эпохи, но еще и чрезвычайно противоречивое. Обратим внимание только на самые вопиющие парадоксы представлений о том, что такое спорт.
2 Досуг/развлечение. Неотъемлемым атрибутом спортивных состязаний является непредсказуемость исхода борьбы. Ясно, что если всегда одна сторона выигрывает, другая проигрывает, то вероятность поражения должна составлять в среднем 1/2. Какая человеческая деятельность может доставлять удовольствие, если на 50% она приносит неудовольствие? У кого может появиться охота заниматься этим рискованным делом? Не без оснований можно назвать такие состязания самым рискованным развлечением, или даже самым нелепым досугом. Некоторые психологи (не говоря уж о социальных реформаторах) вообще считают, что состязательные игры вредны.
3 Бизнес. Вокруг спорта крутятся огромные финансовые суммы, спортсмены получают буквально фантастические деньги. Спорт считается суперприбыльным бизнесом, но на самом деле любой крупный супермаркет дает в день больше дохода, чем Манчестер Юнайтед – самый популярный клуб в мире – за год. Цель бизнеса – прибыль. Спорт совсем не прибыльный бизнес. Вкладывать в него деньги может только сумасшедший. Или, по крайней мере, целью этих вложений является вовсе не прибыль, о чем лучше могут рассказать олигархи со всего мира.
4 Здоровье. Принято считать, что цель спорта – здоровье. Факты прямо противоречат этому утверждению. Профессиональные спортсмены работают на износ. Они не приобретают здоровье, а теряют его. Допинг, ставший почти обычным явлением в спорте, убивает его участников. Среди болельщиков распространен нездоровый образ жизни – неумеренное употребление алкоголя, чрезмерные переживания, драки и хулиганство.
5 Патриотизм и политика. Спорт, точнее, победы и медали, им обеспечиваемые, переполняют гордостью не один политический режим. Но как можно болеть за «свой» клуб, если в нем играют люди со всех концов света? Как возможно идентифицировать себя с «родным» клубом? То же самое относится и к национальной сборной. Можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны: почему в Китае или Африке сходятся не на жизнь, а на смерть люди, болеющие за противоборствующие команды английской премьер-лиги? С таким же успехом можно переживать за чемпионат по неизвестному состязанию марсианских команд.
6 Воспитание. С давних времен считалось, что спорт воспитывает не только тело, но и дух, укрепляя такие добродетели, как честность, целеустремлённость, характер, благородство, коллективизм/солидарность. Повсеместное использование допинга, практика «договорных» матчей, подкуп спортсменов, судей, тренеров и руководителей спорта заставляют серьезно усомниться в господстве указанных добродетелей в реальных ристалищах.
7 Культура. Термин «физическая культура» вроде бы является общепринятым. Но к какому виду культуры можно отнести спорт: массовой, популярной или к особому виду? Когда-то давно один француз сказал об английском футболе: «Если англичане называют это игрой, то что тогда они называют дракой?». Многие люди и сейчас именно так воспринимают спорт.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1948

Оценка читателей: голосов 0

1. Elias, Norbert, Dunning, Eric. (1986) The Quest for Excitement: Sport and Leisure in the Civilizing Process. Oxford.

2. Fedulov, Michael V., Panov, Nikolay V., Loginova, Nadezda A., Savelyev, Alexander.V., Kositsyn, Nikolay S. (2017) СThere are neurolocomotor principles of movements construction used in martial artsТ, Neurocomputers: development, application, є 8, pp. 41Ц43 (in Russian).

3. Guttmann, Allen (2016) From Ritual to Record: The Nature of Modern Sports. Publisher Gaidars Institute, Moscow (in Russian).

4. Huizinga, Johan (2011) Homo Ludens: A Study of the Play-Element in Culture, Ivan Limbach Publishing House, Moscow (in Russian).

5. Kazyutinsky, Vadim V., Balashov, Yuri V. (1989) Anthropic principle. History and modernity, Priroda, є 1, pp. 23-32 (in Russian).

6. Lasch, Christopher (2006) СThe Culture of NarcissismТ, Logos, є 3, pp. 23Ц40 (in Russian).

7. Makarov, Leonid M. (2016) СSudden cardiac death and cardiac arrest among spectators during football matches: according to international expertsТ, Extreme situation medicine, є 4 (58), pp. 58-62 (in Russian).

8. Michiko, Yoshie, Nagai, Yoko, Critchley, Hugo D. & Harrison, Neil A. (2016) СWhy I tense up when you watch me: Inferior parietal cortex mediates an audienceТs influence on motor performanceТ, Scientific Reports, v. 6, Article number 19305.

9. Nenashev, Michael I. (2012) СAnthropic principle and the problem of the observerТ, Voprosy Filosofii, 2012. Vol. 4, pp. 64Ц74 (in Russian).

10. Okun, Lev B. (1991) СFundamental constants of physicsТ, Uspehi fizicheskih nauk, vol. 161, є 9, pp. 177Ц194 (in Russian).

11. Monod, Olivier (2012) Euro 2012: la television deforme le football. 27.06.2012. http://www.slate.fr/life/58481/euro-2012-television-deforme-football

12. Petrunin, Yuri Yu (2012). СFootball Performance ManagementТ, Public Administration. E-journal, є 35, pp. 1Ц23 (in Russian).

13. Petrunin, Yuri Yu. (2017) СLapis Philosophorum, Artificial Intelligence and Perpetuum Mobile: The Evolution of Mutual Relations of Myth and ScienceТ, Voprosy Filosofii, vol. 3, pp. 42?51 (In Russian).

14. Petrunin, Yuri Yu., Chataeva, Olga S., Bagatyrova, Asiat B. (2016) СHow can a woman be a football fan?Т, Public Administration, E-journal, є 54, pp. 5Ц38 (in Russian).

15. Scheler, Max (1927) СBegleitwortС, Peters, Alfred Psychologie des Sports. Seine Konfrontierung mit Spiel und Kampf, Der Neue Geist Verlag, Leipzig, S. XII-XIII.

16. Scheler, ћax (1928) Die stellung des menschen im kosmos, Otto Reichi Verlag, Darmstadt.

17. Volosnikov, Georgy СVirtual battle. How to invest in a young and fast-growing e-sports marketТ, Finansist, є 2 (12), pp. 19Ц22 (in Russian).

18. Wesson, John (2002) The Science of Soccer, IOP Publishing Ltd., London, Bristol, Philadelphia.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх