«Тemptation» of Michel Foucault and Sufi’s Wanderings of «Historian»

 
PIIS004287440006318-4-1
DOI10.31857/S004287440006318-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages50-63
Abstract

History written by modern historians remains a reflection of our time, remarked Michel Foucault. Mysteriously  “historical a priori”, or the “temptations” of Foucault, continues to manifest itself across works of many historians, especially those who work on the topics of Islam and nation-building in Central Asia. The “temptation” of Foucault manages to preserve the universalisation of certain interpretations (like the primacy of state institutions and nations), and in parallel with the localisation of ides from Others. Is it possible to adapt the Sufi intellectual resource to theorize the history of the region? The questions/answers are largely related to the presentation of history as a linearly applied “argument” of the state with its “temptations”. In this regard, is it possible to imagine the history of Central Asia in a different way, rather as a condition of preserving the connection between memory and human identity, when the former is not limited to abstract legal principles and the latter is not retained in a specific geography of a national unit. Not only the “team” of supporters / opponents of this innovative and influential French thinker, but also eminent Sufis and Buddhists are involved in building talks on the “temptation” of M. Foucault in the presented article.

KeywordsMichel Foucault, decolonization, Central Asia, culture, nationality, islam, sufism
Received22.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters43439
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Написанные историками истории остаются отражением нашего времени, – заметил однажды Мишель Фуко. Данное «историческое априори» самого влиятельного французского мыслителя-новатора современной эпохи остается «соблазном» для большинства историков, включая и тех, кто разрабатывает тему ислама и нациестроения в Центральной Азии. Сам Фуко признавался, что хотел бы, чтобы его работы воспринимались как «ящик с инструментами» [Foucault, Deleuze 1972 web]. «Каждая моя работа это часть моей биографии. По той или иной причине я чувствовал и думал так, а не иначе» [Martin, Foucault 1988 web]. Принцип «ящика» позволяет нам понять, что сам Фуко «путем осторожного копания» попытался представить историю иначе, чем у большинства его современников.
2 Однако априори продолжает «соблазнять», и более того, выводит на формулу «полезности» историка. Для нас привычен довод согласно которому «история... всегда выступала как аргумент в государственном и национальном строительстве» [Алимова (ред) 2014, 3]. Слова коллег из Узбекистана, отражают процесс обоснования определенного хода исторического процесса государство-строения. Так сплетаются феномены, о которых говорил Фуко: дискурс, современные науки, расширение государственности. Применяя такой подход, мы принимаем, что Узбекистан и узбек, Таджикистан и таджик, государство и его гражданин являются двумя сторонами одного и того же явления. И если таджичка напишет автобиографию, то историк «репрессирует» такое изложение. Задача историка – растворить биографию в унифицированной национальной общности, необходимой государству, не боясь при этом потерять из виду мираж эмансипированного будущего той самой нации.
3 Одновременно вырисовывается другая, не менее важная особенность: постмодернистская парадигма сохраняет диссонанс между академическими исследованиями и реалиями традиционного ислама в Центральной Азии, иначе говоря, между представлениями историка об исламе и тем, как видит ислам та самая таджичка-мусульманка. На данное обстоятельство влияет «либеральный международный порядок», выстраиваемый на основе исторического оппонирования «дуэту»: современной культуре и вплетенному в нее секуляризованному христианству. И здесь высвечивается основной парадокс обсуждаемого региона: западные ценности государство-строительства учреждаются на землях, где большинство жителей – мусульмане.
4 Будучи культурологом, я осознаю, что покушаюсь в этой статье на историко-философское пространство. Однако, рискуя показаться не ко двору, я всё же выскажу подозрение: не подрывает ли гегемония указанного подхода саму необходимость написания новой истории культуры региона? Как «соблазну» Фуко удается сохранять универсализацию определенных трактовок (по типу главенства государственных институтов, наций), и параллельно им локализацию идей от Других? Может ли национальное государство объявлять себя единственным хранителем и распорядителем культуры на том географическом пространстве, на котором было декларировано? Влияет ли светская концептуализация истории на политическую обстановку расклада современности? И возможно ли адаптировать суфийский интеллектуальный ресурс к построению теории истории региона – пяти «-станов» (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан)?

Number of purchasers: 2, views: 2016

Readers community rating: votes 0

1. Ahmad, Aijaz (1992) “Orientalism and After: Ambivalence and Cosmopolitan Location in the Work of Edward Said”, Economic and Political Weekly, Vol. 27, No 30, pp. 98–116.

2. Alimova, Dilorom À., Ed. (2014) History and Historians of Uzbekistan in ÕÕ Century, Navroz, Tashkent (in Russian).

3. Burchardt, Titus (2008) Introduction to Sufi Doctrine, World Wisdom Books, Bloomington, Indiana. http://www.fatuma.net/text/TitusBurckhardt-IntroductiontoSufiDoctrine.pdf

4. Chakrabarty, Dipesh (1992) ‘Postcoloniality and the Artifice of History: Who Speaks for “Indian” Pasts?’, Representations, No. 37, pp. 1–26. http://cscs.res.in/dataarchive/textfiles/textfile.2008-01-21.3531500500/file

5. Chakrabarty, Dipesh (2007) Provincializing Europe. Postcolonial Thought and Historical Difference, Princeton University Press, Princeton.

6. Coates, Peter (1999) “Ibn Arabi and Modern Thought”, Journal of the Muhyiddin Ibn 'Arabi Society, Vol. 25, http://www.ibnarabisociety.org/articles/ibnarabimodernthought.html

7. Costa, Sergio (2018) Review: Multipolar Globalization: Emerging Economies and Development https://www.e-ir.info/2018/09/19/review-multipolar-globalization-emerging-economies-and-development/?utm_source=MadMimi&utm_medium=email&utm_content=Weekly+Roundup+from+E-International+Relations&utm_campaign=20180913_m147159750_Weekly+Roundup+from+E-International+Relations&utm_term=Review+_E2_80_93+Multipolar+Globalization_3A+Emerging+Economies+and+Development

8. Ekiert, Grzegorz (2018) “One hundred years on: legacies of state building, democracy and authoritarianism reconsidered”, Third Annual Tartu Conference on Russian and East European Studies, https://www.uttv.ee/naita?id=27233&keel=eng

9. Kakaie, Ghasem (2009) “Interreligious dialogue: Ibn 'Arabi and Meister Eckhart”, Journal of the Muhyiddin Ibn 'Arabi Society, Vol. 45, http://www.ibnarabisociety.org/articles/interreligious-dialogue.html

10. Kennedy, Valerie (2001) Edward Said: A Critical Introduction, Polity, Cambridge.

11. Krier, Sarah E. (2011) ‘“Sex sells, or does it? ... contemporary Indonesia’, Islam and Popular Culture in Indonesia and Malaysia, ed. by Andrew N. Weintraub, Routledge, London and New York.

12. Lotman, Yurii M. (2000) Semiosfera. Culture and Explosion. In Internal Consiousness, Iskusstwo SPb., Saint Petersburg (in Russian).

13. Miller, Monica R. (2015) Religion and Hip Hope, Bloomsbury Publishing, London.

14. Mirzoev, Àbdulgani Ì. (1976) Kamal ad Din Binai, Nauka, Vostochnaya literatura, Moscow (in Russian).

15. Moosa, Ebrahim (2005) Ghazali and the Poetics of Imagination, The University of North Carolina Press, Chapel Hill and London.

16. Nanda, Meera (2002) “Do the marginalized Valorize the Margins: Exploring the Dangers of Difference”, Feminist Post–Development Thought, ed. by Kriemild Saunders, Zed Books, London, pp. 212–223.

17. North, David (1998) Leon Trotsky and the Fate of Socialism in the 20th Century: A reply to Professor Eric Hobsbawm; Mehring Books, Sheffield.

18. Rothfeld, Becca (2018) How to Live Better, According to Nietzsche, https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2018/10/nietzsches-guide-to-better-living/568375/?utm_source=pocket&utm_medium=email&utm_campaign=pockethits

19. Shahidi, Munira (1986) Ibn Sina and Dante, Donish, Dushanbe (in Russian).

20. Smirnov, Andrei V. (2016) ‘“Meaning” vs. “form”: reading O. Pamuk in the perspective of classical Islamic epistemology’, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2016), pp. 27?41 (in Russian). ?

21. Starr, S. Frederick (2015) Lost Enlightenment: Central Asia's Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane, Princeton University Press, Princeton (Russian Translation 2017).

22. White, Richard (2014) “Foucault on the Care of the Self as an Ethical Project and a Spiritual Goal”, Human Studies, Vol. 37, No. 4, pp. 489–504.

Система Orphus

Loading...
Up