Soviet political caricature of the 1920s–1930s

 
PIIS086956870002292-2-1
DOI10.31857/S086956870002292-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Research Fellow
Affiliation: Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 6
Pages84-102
Abstract

 

 

Keywords
Received09.11.2018
Publication date12.11.2018
Number of characters58947
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В неопубликованных заметках известнейшего карикатуриста Д.С. Моора есть любопытное утверждение: «Мир расколот на две половины, капиталистическую и коммунистическую, идеалистическую и материалистическую. Если первой половине свойственна живопись, то второй – графика, если первой свойственна пластика, то второй – вес и т.д. Они диаметрально противоположны»1. Можно спорить, в какой степени живопись свойственна капиталистическому миру, а графика коммунистическому (и не получается ли тогда, что мир капитализма многоцветен, а в мире социализма преобладают чёрно-белые тона), но всё же важность графики вообще и политической карикатуры в частности признавалась в те годы очевидной. «Революция избрала и фиксировала рисунок как могучее средство для своих целей», – утверждал художник2. 1. РГАЛИ, ф. 1988, оп. 1, д. 379, л. 42.

2. Там же, л. 36.
2 Искусствоведы давно занимаются историей политической карикатуры 1920–1930-х гг., хотя изучалась она не столько как целостный феномен, сколько как творчество отдельных художников. В советское время преобладали позитивные (если не сказать восторженные) оценки. Так, автор книги о журнале «Крокодил» задавался вопросом: «Чем объяснить столь блистательный расцвет этого жанра изобразительного искусства? Как родилось, развивалось и совершенствовалось яркое созвездие талантов, сгусток подлинного мастерства, сочетающего виртуозность и оригинальность рисунка с глубиной и остроумием тематического решения?»3. Иногда подобные оценки встречаются и в современной литературе, но всё же в постсоветский период верх взяли мнения столь же односторонние, но уже негативные. В.С. Казаневский пишет: «Сталин окружил себя большой группой “карманных” карикатуристов, которые в своих незамысловатых рисунках его расхваливали… Когда Гитлер ещё как бы не был врагом Сталина, но не был и другом, советские карикатуристы его или слегка похваливали, или просто не трогали. Когда же Гитлер “напал” на Сталина, советские карикатуристы набросились на него со всей своей чудовищной ядовитой силой. На плакатах, в листовках, в газетах и журналах были выпущены тысячи простоватых карикатур, изображающих ненавистного “поганца” Гитлера и “бесстрашного богатыря” Сталина»4. Необходимо отметить, что автор искажает факты. Советские карикатуристы, надо отдать им должное, не «похваливали» Гитлера (мне, по крайней мере, не встретилось ни одной подобной карикатуры даже во времена советско-германского сближения в 1939–1940 гг.). Зато в «Крокодиле» в качестве отрицательного персонажа Гитлер впервые появился уже в 1929 г. и потом, особенно в 1932–1933 и 1936–1938 гг., был одной из основных мишеней5. Что же касается политики и повседневности Третьего рейха, они рисовались самыми чёрными красками – если только это образное выражение применимо к карикатуре, нередко цветной… Впрочем, в изображении Германии действительно преобладали тёмные, мрачные тона. 3. Абрамский И.П. Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил». М., 1977. С. 6.

4. Казаневский В.С. Искусство современной карикатуры. Киев, 2004. С. 143.

5. Подробнее см.: Голубев А.В. «Часовой, вооружённый карандашом». Германия и немцы в советской политической карикатуре (1922–1939 гг.) // Россия и Германия в ХХ веке. Т. 2. Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы. М., 2010. С. 85–105.

Number of purchasers: 0, views: 2165

Readers community rating: votes 0

1. Abramskij I.P. Smekh sil'nykh. O khudozhnikakh zhurnala «Krokodil». M., 1977. S. 6.

2. Kazanevskij V.S. Iskusstvo sovremennoj karikatury. Kiev, 2004. S. 143.

3. Golubev A.V. «Chasovoj, vooruzhyonnyj karandashom». Germaniya i nemtsy v sovetskoj politicheskoj karikature (1922–1939 gg.) // Rossiya i Germaniya v KhKh veke. T. 2. Burnye proryvy i razbitye nadezhdy. Russkie i nemtsy v mezhvoennye gody. M., 2010. S. 85–105.

4. Krotkov A.P. Karikatura. Nepridumannaya istoriya. M., 2015.

5. Alekseev E.P. «Zvuchanie tishiny»: kontrasty i paradoksy stalinskoj ehpokhi v gazetnoj grafike // Quaestio Rossica. 2015. № 4. S. 83–108;

6. Merinov V.Yu. «Skvoz' magicheskij kristall»: karikatura i karikaturizatsiya real'nosti v sovetskoj tsentral'noj presse 1920-kh godov (na primere gazety «Pravda») // Nauchnyj rezul'tat. Sotsial'nye i gumanitarnye issledovaniya. 2016. T. 2. № 6. S. 27–39.

7. Sokolov A.B. Tekst, obraz, interpretatsiya: vizual'nyj povorot v sovremennoj zapadnoj istoriografii // Ochevidnaya istoriya. Problemy vizual'noj istorii Rossii KhKh stoletiya. Chelyabinsk, 2008. S. 10–24;

8. Golikov A.G., Rybachyonok I.S. Put' «kanatokhodtsa» // Rodina. 2012. № 4. S. 99.

9. Filippova T.A. «Bol'noj chelovek» v ehpokhu vojn i revolyutsij: obraz Turtsii v russkoj zhurnal'noj satire, 1908–1918. M., 2016. S. 11.

10. Erin M.E. Obrazy liderov Tret'ego rejkha v sovetskoj politicheskoj karikature 1930–1940-kh godov. Uchebnoe posobie. Yaroslavl', 2009. S. 5.

11. Fittspatrik Sh. Povsednevnyj stalinizm. Sotsial'naya istoriya sovetskoj Rossii v 30-e gody: gorod. M., 2008. S. 225.

12. Zvereva S.N. Sovetskaya vneshnepoliticheskaya karikatura 1930-kh godov: Opyt istochnikovedcheskogo issledovaniya // Istochnikovedcheskie issledovaniya. Vyp. 1. M., 2004. S. 205.

13. Kiyanskaya O.I., Fel'dman D.M. Ocherki istorii russkoj sovetskoj literatury i zhurnalistiki 1920-kh – 1930-kh godov: Portrety i skandaly. M., 2015. S. 260.

14. Orlov I.B. «Novaya burzhuaziya» v satire 1920-kh gg. // Istoriya Rossii XIKh–KhKh vv.: Novye istochniki ponimaniya. M., 2001. S. 231.

15. Tokarev V.A. Sovetskij fotoreportazh pol'skoj kampanii (1939): organizatsiya i struktura // Problemy rossijskoj istorii. Vyp. 7. Magnitogorsk, 2006. S. 553.

16. Moor D.S. Moskovskie mastera satiry // Moor D.S. Ya – bol'shevik! Sbornik statej. M., 1967. S. 85.

17. Orlova G. «Voochiyu vidim»: fotografiya i sovetskij proekt v ehpokhu ikh tekhnicheskoj vosproizvodimosti // Vlast' i media. SPb., 2006. S. 193. Krokodil. 1932. № 8. S. 1.

18. Golikov A.G., Rybachyonok I.S. Dzhon Bul' slomaet zuby. Obraz anglichanina v russkoj politicheskoj karikature v kontse XIX – nachale XX veka // Rodina. 2014. № 11. S. 7.

19. Stykalin S., Kremenskaya I. Sovetskaya satiricheskaya pechat'. 1917–1963. M., 1963. S. 458–466.

20. Abramskij I.P. Smekh sil'nykh…; Skorokhodov G.A. Satiricheskaya zhurnalistika («Krokodil», «Lapot'», «Smekhach», «Chudak») // Ocherki istorii russkoj sovetskoj zhurnalistiki. M., 1968;

21. «Schast'e literatury». Gosudarstvo i pisateli. 1925–1938 gg.: Dokumenty / Sost. D.L. Babichenko. M., 1997. S. 59.

22. Vlast' i khudozhestvennaya intelligentsiya: Dokumenty TsK RKP(b)–VKP(b), VChK–GPU–NKVD o kul'turnoj politike. 1917–1953 gg. / Sost. A. Artizov, O. Naumov. M., 2002. S. 131.

23. Efimov B. Mne khochetsya rasskazat'. M., 1970. S. 198.

24. Vipper B.R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva. M., 1985. S. 38.

25. Dmitriev A.V. Sotsiologiya politicheskogo yumora. Ocherki. M., 1998. S. 68–69.

26. Kostin V.I. Mikhail Mikhajlovich Cheremnykh. M., 1957. S. 14.

27. Ioffe M.L. Desyat' ocherkov o khudozhnikakh-satirikakh. M., 1971. S. 100.

28. Andreevskij G.V. Povsednevnaya zhizn' Moskvy v stalinskuyu ehpokhu (20–30-e gody). M., 2003. S. 410.

Система Orphus

Loading...
Up