«Соблазн» от Мишеля Фуко и суфийские блуждания «историка»

 
Код статьиS004287440006318-4-1
DOI10.31857/S004287440006318-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы50-63
Аннотация

История загнана в рамки, которые философы, следуя Мишелю Фуко, называют «историческим априори». Ирония в том, что, парадокс который заложен в самом словосочетании, не вызывает тревоги у тех, кто занимается историей. Все мы (включая историков Центральной Азии и ислама) не замечаем «соблазна» Фуко. Нами игнорируется установка, на основании которой «соблазну» удается сохранить универсализацию одних идей и локализацию других. И все же: способны ли те, кто исследует историю столь сложного историко-культурного перекрестка, каким является Центральная Азия, не увлекаться проектами по обоснованию национальных единиц, иначе говор, уйти от «соблазна», и домыслить историю региона и его народов используя суфийскую матрицу? Понятно, что вопрос требует расширенного дискурса (по сценарию того же Фуко). Однако в самом вопросе закладывается менее прогнозируемый исход, чем при традиционном подходе, возможно с более гуманной интерпретацией истории. При проектировании такой истории мы предлагаем задействовать не только самого Фуко, и его последователей, но и суфиев и буддистов, в чьих историях нет ничего от «соблазна» Фуко.

Ключевые словаМишель Фуко, деколонизация, Центральная Азия, культура, национальность, ислам, суфизм
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов43439
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Написанные историками истории остаются отражением нашего времени, – заметил однажды Мишель Фуко. Данное «историческое априори» самого влиятельного французского мыслителя-новатора современной эпохи остается «соблазном» для большинства историков, включая и тех, кто разрабатывает тему ислама и нациестроения в Центральной Азии. Сам Фуко признавался, что хотел бы, чтобы его работы воспринимались как «ящик с инструментами» [Foucault, Deleuze 1972 web]. «Каждая моя работа это часть моей биографии. По той или иной причине я чувствовал и думал так, а не иначе» [Martin, Foucault 1988 web]. Принцип «ящика» позволяет нам понять, что сам Фуко «путем осторожного копания» попытался представить историю иначе, чем у большинства его современников.
2 Однако априори продолжает «соблазнять», и более того, выводит на формулу «полезности» историка. Для нас привычен довод согласно которому «история... всегда выступала как аргумент в государственном и национальном строительстве» [Алимова (ред) 2014, 3]. Слова коллег из Узбекистана, отражают процесс обоснования определенного хода исторического процесса государство-строения. Так сплетаются феномены, о которых говорил Фуко: дискурс, современные науки, расширение государственности. Применяя такой подход, мы принимаем, что Узбекистан и узбек, Таджикистан и таджик, государство и его гражданин являются двумя сторонами одного и того же явления. И если таджичка напишет автобиографию, то историк «репрессирует» такое изложение. Задача историка – растворить биографию в унифицированной национальной общности, необходимой государству, не боясь при этом потерять из виду мираж эмансипированного будущего той самой нации.
3 Одновременно вырисовывается другая, не менее важная особенность: постмодернистская парадигма сохраняет диссонанс между академическими исследованиями и реалиями традиционного ислама в Центральной Азии, иначе говоря, между представлениями историка об исламе и тем, как видит ислам та самая таджичка-мусульманка. На данное обстоятельство влияет «либеральный международный порядок», выстраиваемый на основе исторического оппонирования «дуэту»: современной культуре и вплетенному в нее секуляризованному христианству. И здесь высвечивается основной парадокс обсуждаемого региона: западные ценности государство-строительства учреждаются на землях, где большинство жителей – мусульмане.
4 Будучи культурологом, я осознаю, что покушаюсь в этой статье на историко-философское пространство. Однако, рискуя показаться не ко двору, я всё же выскажу подозрение: не подрывает ли гегемония указанного подхода саму необходимость написания новой истории культуры региона? Как «соблазну» Фуко удается сохранять универсализацию определенных трактовок (по типу главенства государственных институтов, наций), и параллельно им локализацию идей от Других? Может ли национальное государство объявлять себя единственным хранителем и распорядителем культуры на том географическом пространстве, на котором было декларировано? Влияет ли светская концептуализация истории на политическую обстановку расклада современности? И возможно ли адаптировать суфийский интеллектуальный ресурс к построению теории истории региона – пяти «-станов» (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан)?

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2155

Оценка читателей: голосов 0

1. Ahmad, Aijaz (1992) УOrientalism and After: Ambivalence and Cosmopolitan Location in the Work of Edward SaidФ, Economic and Political Weekly, Vol. 27, No 30, pp. 98Ц116.

2. Alimova, Dilorom ј., Ed. (2014) History and Historians of Uzbekistan in ’’ Century, Navroz, Tashkent (in Russian).

3. Burchardt, Titus (2008) Introduction to Sufi Doctrine, World Wisdom Books, Bloomington, Indiana. http://www.fatuma.net/text/TitusBurckhardt-IntroductiontoSufiDoctrine.pdf

4. Chakrabarty, Dipesh (1992) СPostcoloniality and the Artifice of History: Who Speaks for УIndianФ Pasts?Т, Representations, No. 37, pp. 1Ц26. http://cscs.res.in/dataarchive/textfiles/textfile.2008-01-21.3531500500/file

5. Chakrabarty, Dipesh (2007) Provincializing Europe. Postcolonial Thought and Historical Difference, Princeton University Press, Princeton.

6. Coates, Peter (1999) УIbn Arabi and Modern ThoughtФ, Journal of the Muhyiddin Ibn 'Arabi Society, Vol. 25, http://www.ibnarabisociety.org/articles/ibnarabimodernthought.html

7. Costa, Sergio (2018) Review: Multipolar Globalization: Emerging Economies and Development https://www.e-ir.info/2018/09/19/review-multipolar-globalization-emerging-economies-and-development/?utm_source=MadMimi&utm_medium=email&utm_content=Weekly+Roundup+from+E-International+Relations&utm_campaign=20180913_m147159750_Weekly+Roundup+from+E-International+Relations&utm_term=Review+_E2_80_93+Multipolar+Globalization_3A+Emerging+Economies+and+Development

8. Ekiert, Grzegorz (2018) УOne hundred years on: legacies of state building, democracy and authoritarianism reconsideredФ, Third Annual Tartu Conference on Russian and East European Studies, https://www.uttv.ee/naita?id=27233&keel=eng

9. Kakaie, Ghasem (2009) УInterreligious dialogue: Ibn 'Arabi and Meister EckhartФ, Journal of the Muhyiddin Ibn 'Arabi Society, Vol. 45, http://www.ibnarabisociety.org/articles/interreligious-dialogue.html

10. Kennedy, Valerie (2001) Edward Said: A Critical Introduction, Polity, Cambridge.

11. Krier, Sarah E. (2011) СУSex sells, or does it? ... contemporary IndonesiaТ, Islam and Popular Culture in Indonesia and Malaysia, ed. by Andrew N. Weintraub, Routledge, London and New York.

12. Lotman, Yurii M. (2000) Semiosfera. Culture and Explosion. In Internal Consiousness, Iskusstwo SPb., Saint Petersburg (in Russian).

13. Miller, Monica R. (2015) Religion and Hip Hope, Bloomsbury Publishing, London.

14. Mirzoev, јbdulgani ћ. (1976) Kamal ad Din Binai, Nauka, Vostochnaya literatura, Moscow (in Russian).

15. Moosa, Ebrahim (2005) Ghazali and the Poetics of Imagination, The University of North Carolina Press, Chapel Hill and London.

16. Nanda, Meera (2002) УDo the marginalized Valorize the Margins: Exploring the Dangers of DifferenceФ, Feminist PostЦDevelopment Thought, ed. by Kriemild Saunders, Zed Books, London, pp. 212Ц223.

17. North, David (1998) Leon Trotsky and the Fate of Socialism in the 20th Century: A reply to Professor Eric Hobsbawm; Mehring Books, Sheffield.

18. Rothfeld, Becca (2018) How to Live Better, According to Nietzsche, https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2018/10/nietzsches-guide-to-better-living/568375/?utm_source=pocket&utm_medium=email&utm_campaign=pockethits

19. Shahidi, Munira (1986) Ibn Sina and Dante, Donish, Dushanbe (in Russian).

20. Smirnov, Andrei V. (2016) СУMeaningФ vs. УformФ: reading O. Pamuk in the perspective of classical Islamic epistemologyТ, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2016), pp. 27?41 (in Russian). ?

21. Starr, S. Frederick (2015) Lost Enlightenment: Central Asia's Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane, Princeton University Press, Princeton (Russian Translation 2017).

22. White, Richard (2014) УFoucault on the Care of the Self as an Ethical Project and a Spiritual GoalФ, Human Studies, Vol. 37, No. 4, pp. 489Ц504.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх