Algorithm and Freedom: to a Question of the Fate of Humanitarian Culture

 
PIIS004287440006316-2-1
DOI10.31857/S004287440006316-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Southern Federal University
Address: Russian Federation, Rostov-on-Don
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages32-39
Abstract

In article the problem of “a scientism” of philosophical and humanitarian texts which, according to the author, distorts sense of humanitarian culture as expressions of human subjectivity and freedom is considered. The author believes that pseudoscientific forms of presentation are imposed to philosophy and other humanitarian researches, on the one hand, in the information and algorithmic way of transfer and maintaining modern knowledge, with another – bureaucratization of the sphere of the theory. Need to give short retelling of the main ideas in the summary, the requirement of extensive citing and a large number of references on a sample of texts of natural sciences, imputation to the philosophical text of substantiality in the spirit of physical or technical researches – all this is considered as violation of specifics of existence and development of a humanitarian thought. The author is sure that the philosophy and other humanitarian disciplines cannot and should not conform to these requirements which in many respects are result of the market relations focused on sale of the text. Philosophy – not science as physics. It, as well as all sphere of humanitarian knowledge, is expression of human subjectivity and such quality as freedom. In it it is talked about objects which are not reduced to the empirical world: she builds metaphysical concepts and addresses depths of a human soul. Therefore the judgments stated by it and opinions cannot be checked as knowledge made by science. Unprovability and basic discrepancy – fundamental properties of philosophy and humanitarian studies which it often penetrates. The philosophy – expression of the personal beginning, it is always deeply individual, the myth which we do not formalize therefore one of the most adequate forms of philosophy – an essayistics is the cornerstone of philosophizing.

Keywordshumanitarian thought, philosophy, philosophizing, scientizm, bureaucracy, freedom, myth, essayistics
Received22.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters22035
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема статьи, предлагаемой вниманию читателей, это испытание, которое предлагает гуманитарной культуре и свободе человеческого мышления эпоха информатизации и бюрократизации, охватившая практически всю планету. Индивидуализированное, обладающее собственным лицом творчество все более вытесняется, культурно-утонченное, но спонтанное выражение субъективности рассматривается как нечто третьесортное, не вписывающееся в формалистические требования, в прокрустово ложе стереотипов. Возможно ли в силу властных исторических причин отказаться от вольного и живого философского размышления? И нужно ли это делать? Эти вопросы я и хочу рассмотреть, неизбежно подчиняясь тем требованиям, которые и подвергну критике и сомнению.
2

«Сциентизация» духовной жизни как проблема

3 Хотя разговор о различии естественных и социально-гуманитарных наук начался еще в конце ХIX – начале ХХ вв. [ Дильтей 2000], а герменевтика после Второй мировой войны активно продолжила этот сюжет [Гадамер 1988], это, по сути дела, ничего не изменило на интеллектуальном поле, также как все советские дискуссии «физиков и лириков» не прибавили почтения лирикам, поскольку информационно-технический прогресс все более отодвигал в сторону гуманитарную мысль. Приход эры компьютеров и Интернета, рост бюрократической формализации и перевод любых знаний и сведений «в цифру» усилил стремление мировой интеллектуальной элиты построить гуманитарное знание по образцу естественнонаучного, навязать философским раздумьям о человеке жестко наукообразную форму, вымарать из философско-исторического и экзистенциального текста все субъективное как «необоснованное» и «непроверенное». В настоящее время доминирует как раз эта редукционистская тенденция: придавать публикуемым гуманитарным текстам облик «строго-научных», эмпирически проверяемых и доказательных, построенных на чужих цитатах, как будто собственные мысли можно выцедить из чужих цитат. В «топовых» журналах нередко поощряется также коллективное авторство, которое всерьез возможно только при работе естественнонаучной или инженерной лаборатории, в то время как в случае гуманитарной мысли автор и соавтор нередко соотносятся «как пение и сопение». Пафосная сциентизация оборачивается псевдосциентизацией, поскольку форма и содержание не соответствуют друг другу.
4 Интересно, что этот процесс сознательной имитации и подстраивания размышлений о человеке и культуре под чужой псевдонаучный шаблон происходит на фоне откровенной дерационализации массовой культуры, упрощения ее речи. Чем более буйствует безумие и иррациональность (правда, тоже довольно штампованные) в литературе, в Интернете, на телевидении, чем больше здесь фарса, жаргона, кича и примитивной мифологии, тем более «высокобровые» и суровые требования выдвигаются к гуманитарным статьям, которые должны как бы отказаться от собственной специфики, изменить собственному духу свободной речи и запеть чужим голосом. Оказываясь в неестественной форме, философские тексты отрываются от реальной жизни и культуры, с которыми могли бы вступить в продуктивный диалог. Жизнь и гуманитарное знание начинают говорить на разных языках, причем для гуманитарного знания это язык искусственный и неадекватный.

Number of purchasers: 2, views: 1400

Readers community rating: votes 0

1. Bakhtin, Michail (1994) To the philosophy of action, Bakhtin M. M. Works of the 1920 s., Next, Kiev (in Russian).

2. Golosovker, Jakov E. (2010) The Logic of the Myth, Center for Humanitarian Initiatives, M.; SPb. (in Russian).

3. Dugin, Alexandre G. (2010) Logos and Mythos, Academic Project, Moscow (in Russian).

4. Krivin, Felix D. (1967) Successors, Krivin F. D. Scientists of a fairy tale, Ed. Carpathians, Uzhgorod (in Russian).

5. Epstein, Michail (1988) Paradoxes of Novelty. About Literary Development Õ1Õ-ÕÕ centuries, Soviet writer, Moscow (in Russian).

6. Jaspers, Karl (1991) Philosophical Faith, Jaspers, Karl. The Meaning and Purpose of History , Politizdat, Moscow (Russian Translation).

Система Orphus

Loading...
Up