Алгоритм и свобода: к вопросу о судьбах гуманитарной культуры

 
Код статьиS004287440006316-2-1
DOI10.31857/S004287440006316-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Южный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы32-39
Аннотация

В статье рассматривается проблема сциентизации философских и гуманитарных текстов, которая, по мнению автора, искажает сам смысл гуманитарной культуры как выражения человеческой субъективности и свободы. Автор полагает, что псевдонаучные формы изложения навязываются философии и другим гуманитарным исследованиям, с одной стороны, информационно-алгоритмическим способом передачи и сохранения современного знания, с другой – бюрократизацией сферы теории. Необходимость давать краткий пересказ основных идей в резюме, требование обширного цитирования и большого количества ссылок по образцу текстов естествознания, вменение философскому тексту доказательности в духе физических или технических исследований – все это рассматривается как нарушение специфики существования и развития гуманитарной мысли. Автор уверен, что философия и другие гуманитарные дисциплины не могут и не должны соответствовать этим требованиям, которые во многом являются результатом рыночных отношений, ориентированных на продажу текста. Философия – не наука по типу физики. Она, как и вся сфера гуманитарного знания, является выражением человеческой субъективности и такого качества как свобода. В ней речь ведется о предметах, которые не сводимы к эмпирическому миру: она строит метафизические концепции и обращается к глубинам человеческой души. Поэтому высказываемые ею суждения и мнения не могут быть проверены как знания, производимые наукой. Недоказуемость и принципиальная противоречивость – фундаментальные свойства философии и гуманитарных штудий, которые она часто пронизывает. Философия – выражение личностного начала, она всегда глубоко индивидуальна, в основе философствования лежит миф, который не формализуем, поэтому одна из наиболее адекватных форм философии – эссеистика.

Ключевые словагуманитарная мысль, философия, философствование, сциентизация, бюрократия, свобода, миф, эссеистика
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов22035
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Тема статьи, предлагаемой вниманию читателей, это испытание, которое предлагает гуманитарной культуре и свободе человеческого мышления эпоха информатизации и бюрократизации, охватившая практически всю планету. Индивидуализированное, обладающее собственным лицом творчество все более вытесняется, культурно-утонченное, но спонтанное выражение субъективности рассматривается как нечто третьесортное, не вписывающееся в формалистические требования, в прокрустово ложе стереотипов. Возможно ли в силу властных исторических причин отказаться от вольного и живого философского размышления? И нужно ли это делать? Эти вопросы я и хочу рассмотреть, неизбежно подчиняясь тем требованиям, которые и подвергну критике и сомнению.
2

«Сциентизация» духовной жизни как проблема

3 Хотя разговор о различии естественных и социально-гуманитарных наук начался еще в конце ХIX – начале ХХ вв. [ Дильтей 2000], а герменевтика после Второй мировой войны активно продолжила этот сюжет [Гадамер 1988], это, по сути дела, ничего не изменило на интеллектуальном поле, также как все советские дискуссии «физиков и лириков» не прибавили почтения лирикам, поскольку информационно-технический прогресс все более отодвигал в сторону гуманитарную мысль. Приход эры компьютеров и Интернета, рост бюрократической формализации и перевод любых знаний и сведений «в цифру» усилил стремление мировой интеллектуальной элиты построить гуманитарное знание по образцу естественнонаучного, навязать философским раздумьям о человеке жестко наукообразную форму, вымарать из философско-исторического и экзистенциального текста все субъективное как «необоснованное» и «непроверенное». В настоящее время доминирует как раз эта редукционистская тенденция: придавать публикуемым гуманитарным текстам облик «строго-научных», эмпирически проверяемых и доказательных, построенных на чужих цитатах, как будто собственные мысли можно выцедить из чужих цитат. В «топовых» журналах нередко поощряется также коллективное авторство, которое всерьез возможно только при работе естественнонаучной или инженерной лаборатории, в то время как в случае гуманитарной мысли автор и соавтор нередко соотносятся «как пение и сопение». Пафосная сциентизация оборачивается псевдосциентизацией, поскольку форма и содержание не соответствуют друг другу.
4 Интересно, что этот процесс сознательной имитации и подстраивания размышлений о человеке и культуре под чужой псевдонаучный шаблон происходит на фоне откровенной дерационализации массовой культуры, упрощения ее речи. Чем более буйствует безумие и иррациональность (правда, тоже довольно штампованные) в литературе, в Интернете, на телевидении, чем больше здесь фарса, жаргона, кича и примитивной мифологии, тем более «высокобровые» и суровые требования выдвигаются к гуманитарным статьям, которые должны как бы отказаться от собственной специфики, изменить собственному духу свободной речи и запеть чужим голосом. Оказываясь в неестественной форме, философские тексты отрываются от реальной жизни и культуры, с которыми могли бы вступить в продуктивный диалог. Жизнь и гуманитарное знание начинают говорить на разных языках, причем для гуманитарного знания это язык искусственный и неадекватный.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1403

Оценка читателей: голосов 0

1. Bakhtin, Michail (1994) To the philosophy of action, Bakhtin M. M. Works of the 1920 s., Next, Kiev (in Russian).

2. Golosovker, Jakov E. (2010) The Logic of the Myth, Center for Humanitarian Initiatives, M.; SPb. (in Russian).

3. Dugin, Alexandre G. (2010) Logos and Mythos, Academic Project, Moscow (in Russian).

4. Krivin, Felix D. (1967) Successors, Krivin F. D. Scientists of a fairy tale, Ed. Carpathians, Uzhgorod (in Russian).

5. Epstein, Michail (1988) Paradoxes of Novelty. About Literary Development е1е-ее centuries, Soviet writer, Moscow (in Russian).

6. Jaspers, Karl (1991) Philosophical Faith, Jaspers, Karl. The Meaning and Purpose of History , Politizdat, Moscow (Russian Translation).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх