The Role of G. G. Shpet in the Formation of the Hermeneutic Tradition in Russia

 
PIIS004287440006313-9-1
DOI10.31857/S004287440006313-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages18-22
Abstract

The article presents an idea that the prerequisites for the formation of a secular hermeneutical tradition in Russia appear in the first third of the 20th century. Gustav Gustavovich Shpet had a great influence on this process. The manuscript of Shpet's book Hermeneutics and Its Problems (written in 1918, but not published by himself) contained, on the one hand, an analytical review of the works of authoritative authors (I.M. Chladenius, F. Schleiermacher, etc.), which currently remain in the sphere of interests of modern philosophers and humanarians, and on the other hand, showed new areas for further research. Two Shpet’s ideas had a great influence on the forming the Russian hermeneutic tradition: firstly, his concept of the internal form of words and, secondly, the hermeneutical phenomenology that he developed. These two ideas were creatively accepted and applied in linguistics and literary studies by students and followers of G.G. Shpet (including R.O. Yakobson, G.O. Vinokur and others). In fact, hermeneutics was included in the existing tradition of Russian literary criticism, but it also received an additional impetus based on a creatively rethought, due to G.G. Shpet’s works, hermeneutic apparatus of research in this area. Various directions in linguistics and philology were created, which still form the golden fund of the national humanities.

Keywordshermeneutic tradition, internal form of the word, hermeneutic phenomenology, objective sence, existence conditions, understanding of sence, hermeneutics, power
Received22.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters10211
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Герменевтика, понимаемая, во-первых, как техника толкования текстов с целью постижения их смысла (интерпретация первого уровня), и во-вторых, как практическое искусство разъяснения уже познанного смысла (интерпретация второго уровня), не сразу становится развитой концепцией со своей предметной базой и методологическим обеспечением. В Западной Европе такая концепция складывалась в ходе длительного исторического развития. В начале XIX в. Фридрихом Шлейермахером была создана универсальная герменевтика, обобщившая все предыдущие достижения. Она предшествует появлению новых философских направлений, сочетающихся с герменевтической методологией или включающих ее в себя. Этот факт был засвидетельствован Шпетом в рукописи «Герменевтика и ее проблемы». Интуиция Шпета и его догадки о значении герменевтики Шлейермахера далеко опережали время. Хотелось бы специально обратить внимание на то, что Шпет в рукописи, приготовленной к изданию в 1918 г., писал: «По глубине понимания задач герменевтики, по тонкости и изяществу анализа ее содержания работы Шлейермахера в этом направлении стоят на высоте, до сих пор не превзойденной» [Шпет 2005, 316]. Легко увидеть, что такая оценка герменевтики Шлейермахера в точности соответствует той роли, которая отводится Шлейермахеру в современных исследованиях. Заметим, что после критического разбора концепции Шлейермахера, Шпет делает два вывода. Во-первых, он усматривает противопоставление грамматической и психологической интерпретаций, которое на практике сводится к господству психологических мотивов в герменевтике (См.: [Шпет 2005, 333, 361]). Однако исследования, лишенные связи с автором, противопоставленные «герменевтике, ориентированной на автора», всё-таки возникают. В отечественной и зарубежной науке сторонников такого рода подхода было немало. Второй вывод, который делает Шпет после герменевтических изысканий, имеет более основательный характер для формирования российской герменевтической традиции. С точки зрения Шпета нужно продолжить исследование герменевтики с того момента, перед которым остановился Шлейермахер, – с принципиального анализа самого понимания и смысла [Шпет 2005, 333]. Допустим предметы исследования – выраженные в языке или в системе культуры, объективированные продукты духовной деятельности человека. Именно они могут рассматриваться как интенциональные объекты, которые, согласно концепции Шпета, имеют особую структуру. «…существует как бы центральное ядро воспринимаемого, окруженное сопровождающими моментами. Поэтому имеются два типа переживания: имманентное и трансцендентное. Имманентному переживанию соответствует совершенно особое бытие – объективный смысл. Здесь Шпет закладывает феноменологические основы будущего учения о внутренней форме слова: объективный смысл – центральное ядро структуры слова, субъективные наслоения – окружение, “атмосфера” вокруг ядра. Объективный смысл понимается, его окружение – симпатически переживается. Разным предметным областям соответствуют разные методы познания… Природа слова содержит в себе психологические моменты, зависимые от внешних социокультурных условий, и моменты имманентно-эйдетические. Связь между ними не носит характера “детерминации”» [Кузнецов 2014, 182]. Именно учение о внутренней форме слова является основой особой герменевтической методологии, целью которой служит понимание смысла. При этом понимание у Шпета не является разновидностью психологических приемов. «Понимание как синтетическая функция разума обеспечивается истолкованием и интерпретацией. Именно так, через понимание и интерпретацию, герменевтическая проблематика (разумеется, в новом рационализированном виде) вливается в феноменологию. Герменевтика (с ее функцией осмысления и интерпретации), логика (функция выражения смысла), прагматическая телеология (функция разумной мотивации), феноменология (функция обнаружения смысла в разнообразных его положениях) сплетены в деятельности разума в единый метод, определяющийся своеобразием эйдетического мира как «зеркала» осуществленных на уровне явлений объективации деятельности человеческого духа» [Кузнецов 2014, 188].

Number of purchasers: 4, views: 2058

Readers community rating: votes 0

1. Kuznetsov, Valery G. (1991) Hermeneutics and humanitarian knowledge, MGU, Moscow (in Russian).

2. Kuznetsov, Valery G. (2014) ‘Hermeneutic phenomenology and positive philosophy of Gustav Gustavovich Shpet’, Gustav Gustavovich Shpet, ed. Tatiana G. Shchedrina, ROSSPEN, Moscow (in Russian).

3. Likhachev, Dmitry S. (1971) ‘On the topic of this book’, On the theory of artistic speech, Vysshaya schkola, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up