Роль Г.Г. Шпета в формировании герменевтической традиции в России

 
Код статьиS004287440006313-9-1
DOI10.31857/S004287440006313-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы18-22
Аннотация

В статье проводится мысль о том, что предпосылки для формирования светской герменевтической традиции в России появляются в первой трети ХХ в. Большое влияние на этот процесс оказал Густав Густавович Шпет. Рукопись книги Шпета «Герменевтика и ее проблемы» (написанная в1918 г., но не опубликованная им самим) содержала, с одной стороны, аналитический обзор работ авторитетных авторов (И.М. Хладениуса, Ф. Шлейермахера и др.), которые и в настоящее время остаются в сфере интересов современных философов и ученых-гуманитариев, а с другой стороны, показала направления дальнейших исследований. На формирование отечественной герменевтической традиции оказали большое влияние две идеи Шпета: во-первых, его концепция внутренней формы слова и, во-вторых, разработанная им герменевтическая феноменология. Эти идеи были творчески восприняты и применены в лингвистике и литературоведении учениками и последователями Г.Г. Шпета (в том числе Р.О. Якобсоном, Г.О. Винокуром и др.). Фактически герменевтика была включена в существовавшую традицию отечественного литературоведения, но на основе творчески переработанного благодаря трудам Г.Г. Шпета герменевтического аппарата исследования в этой области получила дополнительный стимул. Были созданы различные направления лингвистики и филологии, которые до сих пор составляют золотой фонд отечественной гуманитарной науки.

Ключевые словагерменевтическая традиция, внутренняя форма слова, герменевтическая феноменология, объективный смысл, условия существования, понимание смысла, герменевтика, власть
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов10211
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Герменевтика, понимаемая, во-первых, как техника толкования текстов с целью постижения их смысла (интерпретация первого уровня), и во-вторых, как практическое искусство разъяснения уже познанного смысла (интерпретация второго уровня), не сразу становится развитой концепцией со своей предметной базой и методологическим обеспечением. В Западной Европе такая концепция складывалась в ходе длительного исторического развития. В начале XIX в. Фридрихом Шлейермахером была создана универсальная герменевтика, обобщившая все предыдущие достижения. Она предшествует появлению новых философских направлений, сочетающихся с герменевтической методологией или включающих ее в себя. Этот факт был засвидетельствован Шпетом в рукописи «Герменевтика и ее проблемы». Интуиция Шпета и его догадки о значении герменевтики Шлейермахера далеко опережали время. Хотелось бы специально обратить внимание на то, что Шпет в рукописи, приготовленной к изданию в 1918 г., писал: «По глубине понимания задач герменевтики, по тонкости и изяществу анализа ее содержания работы Шлейермахера в этом направлении стоят на высоте, до сих пор не превзойденной» [Шпет 2005, 316]. Легко увидеть, что такая оценка герменевтики Шлейермахера в точности соответствует той роли, которая отводится Шлейермахеру в современных исследованиях. Заметим, что после критического разбора концепции Шлейермахера, Шпет делает два вывода. Во-первых, он усматривает противопоставление грамматической и психологической интерпретаций, которое на практике сводится к господству психологических мотивов в герменевтике (См.: [Шпет 2005, 333, 361]). Однако исследования, лишенные связи с автором, противопоставленные «герменевтике, ориентированной на автора», всё-таки возникают. В отечественной и зарубежной науке сторонников такого рода подхода было немало. Второй вывод, который делает Шпет после герменевтических изысканий, имеет более основательный характер для формирования российской герменевтической традиции. С точки зрения Шпета нужно продолжить исследование герменевтики с того момента, перед которым остановился Шлейермахер, – с принципиального анализа самого понимания и смысла [Шпет 2005, 333]. Допустим предметы исследования – выраженные в языке или в системе культуры, объективированные продукты духовной деятельности человека. Именно они могут рассматриваться как интенциональные объекты, которые, согласно концепции Шпета, имеют особую структуру. «…существует как бы центральное ядро воспринимаемого, окруженное сопровождающими моментами. Поэтому имеются два типа переживания: имманентное и трансцендентное. Имманентному переживанию соответствует совершенно особое бытие – объективный смысл. Здесь Шпет закладывает феноменологические основы будущего учения о внутренней форме слова: объективный смысл – центральное ядро структуры слова, субъективные наслоения – окружение, “атмосфера” вокруг ядра. Объективный смысл понимается, его окружение – симпатически переживается. Разным предметным областям соответствуют разные методы познания… Природа слова содержит в себе психологические моменты, зависимые от внешних социокультурных условий, и моменты имманентно-эйдетические. Связь между ними не носит характера “детерминации”» [Кузнецов 2014, 182]. Именно учение о внутренней форме слова является основой особой герменевтической методологии, целью которой служит понимание смысла. При этом понимание у Шпета не является разновидностью психологических приемов. «Понимание как синтетическая функция разума обеспечивается истолкованием и интерпретацией. Именно так, через понимание и интерпретацию, герменевтическая проблематика (разумеется, в новом рационализированном виде) вливается в феноменологию. Герменевтика (с ее функцией осмысления и интерпретации), логика (функция выражения смысла), прагматическая телеология (функция разумной мотивации), феноменология (функция обнаружения смысла в разнообразных его положениях) сплетены в деятельности разума в единый метод, определяющийся своеобразием эйдетического мира как «зеркала» осуществленных на уровне явлений объективации деятельности человеческого духа» [Кузнецов 2014, 188].

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2285

Оценка читателей: голосов 0

1. Кузнецов 1991 ? Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991.

2. Кузнецов 2014 – Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология и положительная философия Густава Густавовича Шпета // Густав Густавович Шпет / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2014.

3. Лихачев 1971 – Лихачев Д.С. О теме данной книги // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх