Phenomenon of Body Knowledge in Chinese Philosophy and Culture

 
PIIS004287440006033-1-1
DOI10.31857/S004287440006033-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University "Higher School of Economics"
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 8
Pages59-71
Abstract

Unlike Western philosophy, the philosophical tradition of China and the whole Eastern Asia is founded on the premise of organic unity of spirit and nature and the corresponding aspects of human experience. This article explores the conditions and nature of such unity, often named the body knowledge. The author claims that the metaphysics of the body knowledge is based on the concept of self-concealment or self-abandonment which amount to the eternal “return to the origin” while its epistemology equates consciousness to the universal correspondence and above all the presence of spirit in the immanence of life. Its main and totally practical value is the capacity to anticipate the course of events and support the “unfolding” of things, let everything be. It affirms that things are to the extent they are not and the spirit coincides with pure materiality in the living immanence. This made the body knowledge the basis of politics and strategical thinking in the Far Eastern civilization. The body knowledge is of particular importance in the contemporary informational civilization which gives priority to the pragmatics of communication over objective truths and the free actualizations of synergy over formal collectivism. Above all, it helps to restore the existential meaning of learning.

Keywordsbody knowledge, proprioception, synergy, body of togetherness, body of learning, politics of the body
Received08.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters44292
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Метафизика превращения и прагматика совместности

2 В последнее время как в китайской, так и в западной философской литературе растет интерес к проблеме так называемого «телесного знания» или даже «телесного мышления» (body thinking) в философии и культуре Китая. Этот интерес объясняется, надо думать, не столько чарами восточной «экзотики», сколько переменами в миросозерцании самого Запада: кризисом индивидуализма и стремлением выстроить новый образ мира вне оппозиций субъекта и объекта, идеи и вещи, духа и материи, сознания и тела. Китайская мысль представляет благодатное поле для такого рода поисков, ибо она всегда твердо держалась презумпции органической целостности жизненного опыта. Она сходится с философией «постмодерна» на почве «онтологии множественности» и сопутствующей ей проблематики – в сущности, главной проблемы «информационной цивилизации»: опыта встречи и сотрудничества как условия творческого преображения личности.
3 Что является основой и условием абсолютной множественности? Не что иное как чистая актуальность существования: необъективируемое и нелокализуемое «здесь и сейчас». Именно актуальное переживание очерчивает горизонт «телесного знания». Как известно, тело обладает собственной интуицией и способно «разумно» действовать в отсутствие сознательного контроля и рефлексии. Жизнь обладает имманентным ей сознанием, но это последнее действует только ситуативно, в состоянии как бы внутренней «близости» миру. Недаром А. Бергсон приравнивал инстинкт к симпатии.
4 Американский специалист по китайской философии У Гуан-мин, автор самого подробного исследования «телесного мышления» в китайской традиции, отмечает, что актуальность – «это всегда актуализируемое-актуализирующееся, пребывающее в начале всякой ситуации. Никто не может быть сразу в двух местах, но все имеют равную возможность быть в том или другом месте» [Wu 1997, 90]. Такая «междубытность», отмечает У Гуан-мин, исключает прямое именование предметов, но требует говорить иносказательно и в ироническом модусе. Подобная нормативность речи и действия присуща ритуальному поведению – основе общественной практики китайцев. Иносказание, намек – условие непосредственной, и следовательно, безусловной коммуникации. Великие учителя Китая так именно и изъяснялись.
5 Философия в Китае сохранила верность актуальности опыта, которая оберегает от субъективного произвола. Ее интересуют не предметы и сущности, а встреча, соотношение, со-состояние разнородных сил, которые, как всякое отношение, требуют не идеи, а стиля, не понимания, а сопереживания. Актуальность всегда за-дана в нераздельности прошедшего и грядущего или, как выражается патриарх китайского даосизма Лао-цзы, того, что «уже имеет» и «еще не имеет» имя. Язык служит опосредованию того и другого, и китайский язык с его скудостью морфологии и синтаксиса подходит для этого наилучшим образом. В свою очередь китайская иероглифическая письменность являет наглядный образ интерактивного пространства, неформализуемой совместности вещей. Это пространство стилизации, где все существует по своему пределу.

Number of purchasers: 3, views: 1530

Readers community rating: votes 0

1. Gallagher, Shaun (2005) How the Body Shapes the Mind, Oxford University Press, Oxford.

2. Langer, Susanne K. (1953) Feeling and Form, Scribner’s, New York.

3. Maliavin, Vladimir V. (2011) Taijiquan: classical texts, principles, mastery, Knorus, Moscow (in Russian).

4. Maliavin, Vladimir V. (2016) Chinese Ethos, or the Gift of Calmness, Roshcha, Ivanovo (in Russian).

5. Maliavin, Vladimir V. (2018) Management and Strategy, Roshcha, Ivanovo (in Russian).

6. Maliavin, Vladimir V. (2019) The Way of Self-Cultivation. Antiquity, Roshcha, Ivanovo (in Russian).

7. Singer, Wolf (1998) “Consciousness from a Neurobiological Perspective”, From Brain to Consciousness? Essays on the New Sciences of the Mind, Ed. by S. Rose, Penguin, London.

8. Vallega-Neu, Daniela (2006) The Bodily Dimension of Thinking, State University of New York, Albany.

9. Wu, Kuang-ming (1997) On Chinese Body Thinking, Brill, Leiden.

10. Wyshogrod, Edith (1996) “Towards a Postmodern Ethics: Corporality and Alterity”, Ethics and Aesthetics. The Moral Turn of Postmodernism, Ed. by G. Hoffman and A. Hornung, Universitatsverlag, Heidelberg.

11. Yu, Yongnan (2013) Dachengquan – Standing Meditation and the Daodejing, Shangsi kesue jishu, Taiyuan (in Chinese).

Система Orphus

Loading...
Up