Феномен «телесного знания» в философии и культуре Китая

 
Код статьиS004287440006033-1-1
DOI10.31857/S004287440006033-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы59-71
Аннотация

В отличие от философии Запада философская традиция Китая и всего ареала Восточной Азии исходила из посылки об органическом единстве духовных и телесных измерений жизненного опыта. В статье рассматриваются условия и природа такой целостности, часто называемой «телесным знанием». Как показывает автор, метафизика «телесного знания» основывается на идее реальности как самосокрытия, или оставления себя, равнозначного «возвращению к началу», а его эпистемология отождествляет сознание с соотнесенностью всего сущего и превыше всего – присутствием духовного начала в имманентности жизни. Его главная, всецело практическая ценность состоит в том, что оно дает всему быть и, как следствие, позволяет упреждать, предвосхищать события. Подобно тому, как в «метафизике имманентности» вещи существуют в той мере, в какой не существуют, духовное прозрение в стихии жизненной цельности смыкается с вещественностью мира. Телесное знание лежало в основе политики и стратегии в цивилизации Дальнего Востока. Проблематика телесного знания приобретает особенную актуальность в условиях современной информационной цивилизации с ее приоритетом прагматики коммуникации над объективностью и творческой синергии над формальным коллективизмом. 

Ключевые слователесное знание, проприоцепция, синергия, тело совместности, тело учения, политика тела
Получено08.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов44292
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Метафизика превращения и прагматика совместности

2 В последнее время как в китайской, так и в западной философской литературе растет интерес к проблеме так называемого «телесного знания» или даже «телесного мышления» (body thinking) в философии и культуре Китая. Этот интерес объясняется, надо думать, не столько чарами восточной «экзотики», сколько переменами в миросозерцании самого Запада: кризисом индивидуализма и стремлением выстроить новый образ мира вне оппозиций субъекта и объекта, идеи и вещи, духа и материи, сознания и тела. Китайская мысль представляет благодатное поле для такого рода поисков, ибо она всегда твердо держалась презумпции органической целостности жизненного опыта. Она сходится с философией «постмодерна» на почве «онтологии множественности» и сопутствующей ей проблематики – в сущности, главной проблемы «информационной цивилизации»: опыта встречи и сотрудничества как условия творческого преображения личности.
3 Что является основой и условием абсолютной множественности? Не что иное как чистая актуальность существования: необъективируемое и нелокализуемое «здесь и сейчас». Именно актуальное переживание очерчивает горизонт «телесного знания». Как известно, тело обладает собственной интуицией и способно «разумно» действовать в отсутствие сознательного контроля и рефлексии. Жизнь обладает имманентным ей сознанием, но это последнее действует только ситуативно, в состоянии как бы внутренней «близости» миру. Недаром А. Бергсон приравнивал инстинкт к симпатии.
4 Американский специалист по китайской философии У Гуан-мин, автор самого подробного исследования «телесного мышления» в китайской традиции, отмечает, что актуальность – «это всегда актуализируемое-актуализирующееся, пребывающее в начале всякой ситуации. Никто не может быть сразу в двух местах, но все имеют равную возможность быть в том или другом месте» [Wu 1997, 90]. Такая «междубытность», отмечает У Гуан-мин, исключает прямое именование предметов, но требует говорить иносказательно и в ироническом модусе. Подобная нормативность речи и действия присуща ритуальному поведению – основе общественной практики китайцев. Иносказание, намек – условие непосредственной, и следовательно, безусловной коммуникации. Великие учителя Китая так именно и изъяснялись.
5 Философия в Китае сохранила верность актуальности опыта, которая оберегает от субъективного произвола. Ее интересуют не предметы и сущности, а встреча, соотношение, со-состояние разнородных сил, которые, как всякое отношение, требуют не идеи, а стиля, не понимания, а сопереживания. Актуальность всегда за-дана в нераздельности прошедшего и грядущего или, как выражается патриарх китайского даосизма Лао-цзы, того, что «уже имеет» и «еще не имеет» имя. Язык служит опосредованию того и другого, и китайский язык с его скудостью морфологии и синтаксиса подходит для этого наилучшим образом. В свою очередь китайская иероглифическая письменность являет наглядный образ интерактивного пространства, неформализуемой совместности вещей. Это пространство стилизации, где все существует по своему пределу.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1777

Оценка читателей: голосов 0

1. Gallagher, Shaun (2005) How the Body Shapes the Mind, Oxford University Press, Oxford.

2. Langer, Susanne K. (1953) Feeling and Form, ScribnerТs, New York.

3. Maliavin, Vladimir V. (2011) Taijiquan: classical texts, principles, mastery, Knorus, Moscow (in Russian).

4. Maliavin, Vladimir V. (2016) Chinese Ethos, or the Gift of Calmness, Roshcha, Ivanovo (in Russian).

5. Maliavin, Vladimir V. (2018) Management and Strategy, Roshcha, Ivanovo (in Russian).

6. Maliavin, Vladimir V. (2019) The Way of Self-Cultivation. Antiquity, Roshcha, Ivanovo (in Russian).

7. Singer, Wolf (1998) УConsciousness from a Neurobiological PerspectiveФ, From Brain to Consciousness? Essays on the New Sciences of the Mind, Ed. by S. Rose, Penguin, London.

8. Vallega-Neu, Daniela (2006) The Bodily Dimension of Thinking, State University of New York, Albany.

9. Wu, Kuang-ming (1997) On Chinese Body Thinking, Brill, Leiden.

10. Wyshogrod, Edith (1996) УTowards a Postmodern Ethics: Corporality and AlterityФ, Ethics and Aesthetics. The Moral Turn of Postmodernism, Ed. by G. Hoffman and A. Hornung, Universitatsverlag, Heidelberg.

11. Yu, Yongnan (2013) Dachengquan Ц Standing Meditation and the Daodejing, Shangsi kesue jishu, Taiyuan (in Chinese).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх